Найти тему
Калейдоскоп событий

Перестройка на болоте

Эту статью не рекомендую читать тем, кто родился в 60-70-х годах. Зачем портить настроение воспоминаниями? А вот нынешней молодёжи точно не стоит читать, ибо смартфон испортится и изжога будет от нынешней плохой жизни.

У Людмилы Липатовой была опубликована книга «20-й век глазами обдорян». Там много всякого разного, но с её разрешения я понемногу буду публиковать здесь.

Обложка книги "20-й век глазами обдорян"
Обложка книги "20-й век глазами обдорян"

Один из рассказов, который особенно меня зацепил, потому что в нём отразилась вся мерзкая прелесть перестройки. Кто-то скажет, да жили зашибись! Соглашусь, зашибись, если нахрен не зашибли! Молодёжь-то уверена: ах, по ТВ всё показывали, можно было говорить. Свобода!

Отвечу ворчливо: а что изменилось?

Это было небольшое отступление. Дальше будет круче.

Как обычно, во избежание каких-то недомолвок, обвинений в передёргиваний фактов, публикую отрывок из книги полностью. Интервью с надымчанкой Валентиной Викторовной Ваулиной. Она была очень хорошо знакома с соседкой по общежитию Безрукавной Валентиной Михайловной.

Людмила Липатова. Фото: Всеволод Липатов
Людмила Липатова. Фото: Всеволод Липатов

И как-то Валентина Безрукавная рассказала случай, впрочем, для страны так и не победившего социализма разлива конца 90-х годов, это было не особо редко. Рассказала Валентине Ваулиной. Надеюсь ещё не запутались? Впрочем, неважно.

«Валентина Викторовна продолжает свой рассказ.
Плёнка
В.: И вот она с одной работы на другую бежит, и однажды приходит и говорит: «Валя, ты представляешь, бегу по болоту, по тропиночке, протоптала, там мужик сидит, на болоте. Иду, - говорит, - думаю, чего мужик сидит, на кочку сел и сидит». И разговорилась: «Чего мужик сидишь?» (смеётся). А он вахтовик оказался, и вахтовик, кстати, в её родной конторе, которую она убирала, работал, СУ-19. мужик с вахты выехал, ехать домой, а денег не платят, зарплаты нет. Ехать, ну куда без зарплаты ехать, он, по-моему, с Украины, или откуда-то. И это, мужик пошёл на болото ягоды кушать. (Смеётся). Сидит на кочке. Я сама встречала, либо рыбку ловят вахтовики, на протоках, там, за очистными сооружениями, ну тоже подножным кормом, голь на выдумки хитра.
И вот она бегала, пришла: «Ты представляешь, сволочь какая, я же вижу, они там - то, то, а рабочим не платят». Получалось так, - управление, каждый раз набирает по городам и сёлам на земле рабочих, договорников. Завезли партию, на объект кинули, отработали вахту, вывезли, зарплату не платят. Эти рабочие, ясное дело, разбрелись по городу. Кто-то, может, уехал, каким-то образом, без зарплаты. Говорят: «Езжайте, мы вам пришлём». Эти, конечно, уже не едут, потому как зарплату им никто не прислал, набирают другую партию, свежую. Отработают, и вот так всё время. История повторяется. Ну, чего только не было.
Ну, лично меня, убивало что ведь всех же руководители, как говорится, знаю в лицо. Я их за что-то уважаю, там, ну, частично понимаю, но вот этого я не могла понять. Потому что когда я работала в кооперативе, у нас была аналогичная ситуация, когда вот вахтовики сидели. Они зашли, у нас контора была в балке, они нас вообще закрыли с бухгалтершей вдвоём. А вахтовики вот сели в предбаннике, и сидят гурьбой, и сказали: «Мы вас не выпустим, пока вы нам не выдадите зарплату».
Кор.: Ну они всё-таки добились, чтобы им дали зарплату.
В.: Да. Добились. А почему? Наши вахтовики в кооперативе «Дизель» работали. У нас генподрядчик был Владимир Иванович Осаенко «Ямбурггазпромстрой» тогда назывался. Она работали на субподряде. Так как в кооператив я пришла именно оттуда, из этого треста, я позвонила, так как знала лично главбуха, управляющего, и вот позвонила главбухше, и вот она с Осаенко поговорила, и Осаенко лично сказал: «Пусть Валя приходит, и мы как субподрядчику, прямо наличными выдадим деньги». Но предупредили, будет нести тяжело. Из кассы они выдали. Я помню, как было, чуть ли не два мешка рублями, и мы рабочим прямо вот раздали эти рубли.
Кор.: Ну, не все так могли добиваться.
В.: Это просто личное знакомство.
Потому что Осаенко сам, сейчас руководители сидят в кабинете и не знают, что такое рабочий, его условия в балке, в спальнике они не спали в одном и том же, - один рабочий вылез, в тёплый спальник лезет другой. А Владимир Иванович все дела решал, что вот деловые в инстанциях, что на трассе, лично каждую трубу щупал руками, поэтому он понимал, что значит голодные рабочие, и обозлённые.
Есть люди, которых ты уважаешь и понимаешь. Он сам такой же, как все, он уважает и бережёт рабочего, потому что он знает, рабочий это наш хлеб. А другие думают, рабочий там работает, а я всегда как сыр в колбасе. А вот Владимир Иванович был не такой.
А Валентина Михайловна встретила одного из таких работяг, вахтовиков, которым не платили зарплату, которых только что вывезли с объекта и всё. Хочешь, жди зарплату, сиди там, на болоте, хочешь, езжай домой, как можешь. С кем-нибудь, в вахтовый самолёт его засунут, увезут всё-таки с глаз долой».

Если есть желающие снова попасть в эти времена ваучеров Чубайсов и прочего добра, то ищите сами туда дорогу и многозвездато-полосатый флаг вам в руки.

Лесотундра под Надымом.. Источник: ЯндексКартинки
Лесотундра под Надымом.. Источник: ЯндексКартинки

Если статья была интересна и познавательна, то ставьте т.н. «лайк». Пишите комментарии и воспоминания. Не грустите, будет ещё на эту тему «веселухи».

Ваш В.Л.