Понятие авангарда
Одним из интереснейших и изучаемых явлений в искусстве стоит считать такое течение, как авангард. Понятие авангарда достаточно размытое, и отечественные и западные искусствоведы трактуют его по-разному.
В настоящее время «авангардом» принято считать объединение различных новых течений, которые возникли на рубеже XIX и ХХ веков. Это совокупность модернистских, экспериментальных направлений двадцатого столетия, точные границы и характеристики которого трудно назвать.
«История авангарда сложна. Пестрое созвездие школ, групп, направлений и течений, вспыхивающих в художественных столицах мира, ошеломляет каскадом фантастических красок, фрагментами пластических формул, гротесковой остротой образов. Каждое проявление авангарда выступает в богатой оправе эстетических, политических и социальных доктрин» [3].
Поскольку модернизм часто приравнивают к авангарду, либо же считают его «первой ступенью», то в качестве характеристики авангарда стоит привести слова В. Диановой из ее книги «Постмодернистская философия искусства»: «Характерной особенностью искусства в модернистский период является множественность его подходов к осмыслению сути бытия, возникновение разнообразных картин мира, сформированных воображением художников» [2, с. 171].
Говоря общими словами, авангард стремился изменить художественные практики и найти новые способы выражения внутреннего состояния и/или окружающей действительности. В. Турчин говорит, что «для авангарда характерна тенденция вытеснения “традиционных” средств и материалов изобразительного искусства, ибо они символизируют функцию создания именно искусства» [3]. «Авангардист склонен изменять традиционный тип и форму произведения, придавая им необычный вид и тем самым вытесняя “эстетическое”» [3].
В момент расцвета авангарда множество направлений стремительно сменяли друг друга. Ими являются: фовизм, кубизм, экспрессионизм, футуризм, кубофутуризм, метафизическая живопись, примитивизм, аналитическое искусство, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, абстрактный экспрессионизм, поп-арт, конструктивизм, космизм, ориентализм, ташизм.
«Все течения, получившие название первых «измов», строились на попытке улавливания отдельных граней некоего общего символа. Так, фовизм — живописно-зрелищное бытие иероглифа; кубизм — конструкция знака, экспрессионизм — символ души, футуризм — таинственное банального, метафизическая школа де Кирико — иллюстрация ситуации лабиринта, ранняя абстракция — чистое бытие непознаваемого» [3].
Зарождение и развитие русского авангарда
Что касаемо русского авангарда, то он считался отдельным трендом, выросшим из западных живописных направлений: импрессионизма, постимпрессионизма и символизма. В начале 1910-х годов на отечественных художников, архитекторов и фотографов оказывалось огромное давление западного авангарда, а именно французского кубизма и итальянского футуризма, из которых в дальнейшем развилось одно из первых направлений русского авангарда – кубофутуризм. «В кубофутуристических работах основу композиции часто составляли живописные плоскости, имитирующие те или иные материалы» [1, с 88].
Можно сказать, что с кубофутуризма началась история развития русского авангарда. Михаил Матюшин организовал первую выставку — «Бубновый валет» — в 1910 году. На ней было представлено множество абсолютно шокирующих и провокационных картин с совершенном новым виденьем мира, одной из которой являлось изображение, как раз, кубофутуристической Москвы, написанное Аристархом Лентуловым. Также Лентулов первым начинал использовать коллаж: серебряная и цветная фольга на холстах, фантики, кора, различные вырезки.
Следующим этапом в становлении русского авангарда стала следующая выставка после «валетов» — «Ослиный хвост» 1912 года, на которой Михаил Ларионов представил программу неопримитивизма. Неопримитивизм — это система, обращенная к архаике, к искусству древнему и безличному.
Вскоре русский авангард представил открытый Казимиром Малевичем супрематизм — возведение формы в абсолют. Затем в силу вошло понятие «конструктивизма», введенное Владимиром Татлиным. Но представляли направление в частности другие художники, например, Александр Родченко.
Русский авангард впервые представил такие течения, как абстракционизм, заборная живопись, конструктивизм, космизм, кубофутуризм, левое искусство, линиизм, лучизм, ориентализм, неопримитивизм, супрематизм и органические направления.
Абстракционизм или беспредметное искусство
Стоит обратить большое внимание на абстракционизм, поскольку он, будучи самостоятельным, крупным течением, охватывает несколько авангардных направлений: орфизм, кубизм, лучизм, супрематизм, ташизм, неопластицизм, абстрактный экспрессионизм. Их объединяет такая черта, как беспредметность.
«Созданное в модернистский период искусство образовало, пожалуй, своеобразный спектр, на одном конце которого — «беспредметность», а на другом — «новая вещественность» — «предметность в квадрате». [2, с. 172].
Модернистские течения ХХ века, ориентированные на абстракционизм, полностью отходят от традиционных принципов, отрицая реализм, но при этом остаются в рамках искусства.
В абстракционизме можно выделить два четких направления: геометрическую и лирическую абстракции, представляющие собой определенную полярность — острые углы, бесстрастная атмосфера, четкие формы и плавные текучие линии и лирический настрой.
Беспредметная живопись почти одновременно появилась у художников Чехии, США и России, однако первыми абстракциями считаются написанные в Германии «Импровизация 11» (1910) и «Картина с кругом» (1911) Кандинского.
Одни из ведущих лиц абстракционизма в России
Василий Васильевич Кандинский, получив начальное художественное образование еще в детстве, принял окончательное решение стать художником, вдохновившись до глубины души картинами Клода Моне на выставке французских импрессионистов в 1895 году.
В абстрактном искусстве Кандинский нашел себя, начав с фигуративной живописи и пройдя к нему через импрессионизм. Он желал создавать новые формы искусства, объединявшие бы в одно целое живопись, танец, поэзию и архитектуру.
Кандинский вывел собственную теорию об эмоциях, которые выражает каждый цвет, и основных цветовых контрастах. В трактате «О духовном в искусстве» он пытается описать воздействие тех или иных цветов на сознание. «Цвет — это клавиш; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу» [4, с. 44/45].
Одними из известнейших картин художника являются: «Композиция V», «Композиция VIII», «Синий всадник», «Капризный», «Синее небо».
Еще один немаловажный представитель абстракции в России, основоположник супрематизма и основатель собственной школы – Казимир Северинович Малевич. Его приход к супрематизму являлся постоянным чередованием этапов. Начав, как и Кандинский, с импрессионизма, Малевич обратился неопримитивизму, после чего работа коснулась кубофутуризма и алогизма. Из каждого течения художник вынес определенные аспекты, которые впоследствии отразились в финальной точке – супрематизме.
После того, как стиль был сформирован, Малевич представил его на выставке «0,10» 1915 году. Это была картина «Черный квадрат», повешенная в красном углу.
Слово «супрематизм» придумал и ввел в обиход сам Малевич. И, хотя его авторство не хотели признавать, Малевича все равно отметили в истории русского авангарда как основателя супрематизма. Изначально это понятие означало превосходство цвета над другими элементами. Позднее появился и другой смысл – превосходство над другими направлениями, вершина эволюции в искусстве. Беспредметные геометрические формы, существующий сам по себе цвет, энергия, рожденная их взаимодействием, и ничего больше.
Малевич не считал, что супрематизм есть определенная философия, но его идеи были во многом созвучны буддистским воззрениям.
Известные картины Казимира Малевича это: «Черный квадрат», «Красная конница», «Автопортрет», «Спортсмены».
Фотограф и художник Александр Михайлович Родченко — идеолог сразу двух направлений абстракционизма: конструктивизма и линиизма. В «Манифесте раннего конструктивизма» он писал: «Ввел и объявил линию как элемент конструкции и как самостоятельную форму живописи».
Конструктивизм представлял собой направление, где форма полностью сливается с функцией. Образец такого конструктивистского мышления —рекламный плакат «Книги» 1925 года, за основу которого был взят плакат Эль Лисицкого «Клином красным бей белых», Родченко оставил на нем лишь геометрическую конструкцию, наполненную определенным смыслом. Он также конструктивистски реформировал стилистику мебели, одежды, рекламы, промграфики и киноплаката.
Одним из первых в Советском Союзе Родченко осознал потенциал фотомонтажа в качестве нового вида искусства и начал экспериментировать с этой техникой в области иллюстрации и агитации. Он перенес в новое искусство идеи конструктивизма, через линии и плоскости показывая в снимке пространство и динамику. Из массива этих экспериментов можно выделить два важных приема, которые Родченко открыл для мировой фотографии и которые актуальны до сих пор.
Первый прием — это ракурсы. Для Родченко фотография — способ донести обществу новые идеи. Родченко особенно интересовали ракурсы «сверху-вниз» и «снизу-вверх».
Второй прием называется диагональ. Еще в живописи Родченко выявил линию в качестве основы любого изображения. Именно линия стала основным конструктивным элементом в его дальнейшем творчестве. Чаще всего Родченко стал использовать диагональ, так как, помимо конструктивной нагрузки, она также несла в себе необходимую динамику.
Родченко работал в таких известных журнал, как «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», «Советское фото».
Последний в этой статье, но не в истории, представитель абстракционизма – художник и архитектор, Лазарь Лисицкий, больше известный под псевдонимом «Эль Лисицкий», взятым в 1920 году. Он считается первым российским графическим дизайнером.
Лисицкий начинал с классической еврейской живописи, но, оказавшись под большим влиянием Малевича и вдохновившись его работами, постепенно перешел к супрематизму и, являясь в первую очередь архитектором, стал активно работать над переходом этого течения в сферу архитектуры.
Лисицкий известен своими проунами — беспредметной живописью, родственной архитектурной графике. Основной целью большинства его работ было построение идеального «города будущего». Поднимая геометрические фигуры из двухмерной плоскости, придавая им объем и наделяя каждый элемент строгой функциональностью, Лисицкий создавал планы и проекты городов, которые, согласно его замыслу, должны были выглядеть и существовать, как единый живой организм.
Работая на стыке графики, архитектуры и инженерии, Лисицкий разработал кардинально новые принципы экспозиции, представляя выставочное пространство единым целым.
Известные произведения Эль Лисицкого: «Клином красным бей белых», «Все для фронта! Все для победы! (Давайте побольше танков)», проуны (1, 2, 3, 4), иллюстрации к книгам «Супрематический сказ про два квадрата» (1, 2, 3) и «Маяковский. Для голоса» (1, 2, 3, 4).
Русский авангард на западе: влияние на европейцев, и их восприятие течения
После представления русского авангарда и некоторых его ведущих лиц, в частности представителей абстрактного искусства, важно сказать о его взаимосвязи с западом.
Когда-то существовала идея о том, что Россия «не являлась страной живописцев». Однако, со временем также появилась точка зрения, согласно которой «именно благодаря левому русскому искусству 1910-1920-х годов совершился капитальный прорыв в восприятии иконописи как одной из фундаментальных основ мирового искусства» [5]. Можно назвать это «первой победой».
Но, несмотря на это, «пришлось ждать 1960-х годов, чтобы западные историки искусства оценили размах художественного движения в России первой четверти ХХ века, благодаря которому страна превратилась в центр искусства столь же оригинальный и универсальный, что и мир Руси XV-XVII веков, в котором расцвели иконописные школы» [5].
Настоящий прорыв свершился, когда в 1962 году английский историк искусства Камилла Грей представила свою книгу «Великий эксперимент. Русское искусство 1863-1922», в которой было множество «новаторских произведений русских художников, доселе неизвестных» [5]. Благодаря этому, ей удалось привлечь внимание к творчеству художников, покинувших Советскую Россию и живущих на Западе, и вписать их в общую историю живописи.
Далее начались первые манифестации, одними из которых является выставка Пьера Годибера «Русский авангард. 1910-1020» в Монтрей или очень важная выставка «Париж-Москва» Понтюса Хюльтена, которая «показала с помощью советских музеев во всей своей полноте искусство, созданное в России и СССР в течение трех первых десятилетий ХХ века» [5].
Большому вниманию придавались, разумеется, супрематизм Казимира Малевича, аналитическое искусство Павла Филонова, конструктивизм Александра Родченко, органическая школа Михаила Матюшина, «Великая Утопия» (1920) Василия Кандинского и тема или, точнее сказать, «конфликт» «Шагал – Малевич».
«Выставка «Великая Утопия» способствовала утверждению популярного среди западных критиков мифа – той идеи, что авангард России, ставшей Советским Союзом, не смог реализовать идеалов, к которым стремился, и его утопический характер был определен политической, марксистско-ленинской утопией с ее чудовищными последствиями» [5].
После падения СССР в 1991 году прошло множество выставок по всему миру, одной из которых была знаменательнейшая выставка «Русский авангард 1905-1925. Шедевры музеев России», организованная Анри-Клодом Куссо в 1993 году в Музее изящных искусств Нанта. Уникальное достижение Куссо заключалось в том, что ему удалось впервые собрать огромное количество шедевров, никогда прежде не виданных и находящихся в запасниках провинциальных музеев Российской Федерации.
В 2003 году, во Франции прошла крупная выставка, на которой было представлено левое искусство России и Советского Союза, под названием «Россия и авангард», организованная Жан-Луи Пратом в Фонде Магта (Fondation Maeght). Подводящая итог нашему знанию художественных событий в Москве, Санкт-Петербурге, Петрограде, Ленинграде, выставка Жан-Луи Прата представляла абсолютно оригинальную ретроспективную панораму исторического авангарда 1910-1920-х годов, который теперь полностью вписывался в ландшафт мирового искусства.
Во Франции также были впервые показаны Черный квадрат, Черный крест, Черный круг. По этому поводу я писал, что Жан-Луи Прат разложил эти фундаментальные формы супрематизма Малевича «как первый и заключительный аккорды».
Для Жана-Луи Прата авангард России и Советского Союза является моделью распространения энергии, позволяющей активизировать визуальные свойства (не исключая при этом событийную канву) и подчеркнуть формальный и цветовой динамизм выставленных произведений. Но это, конечно, вполне субъективный подход.
В заключение этой темы на наш взгляд, стоит привести данные слова:
«Стало очевидно, что в начале ХХ века эксперименты новаторов России шли рука об руку с самыми дерзновенными идеями Запада, даже обгоняя их порой в отдельных областях и служа, в других, основным источником вдохновения. Возникла необходимость полноценно осветить авангард, которому грозило забытье. Также необходимо было изучить территорию, на которой выковался этот авангард, и объяснить, на что ставились ставки. Хорошим тоном стало оказаться привязанным тем или иным образом к обширному периоду 1910-1920-х годов в России и Советском Союзе» [5].
Заключение
Русский авангард был вполне неизведанной вещью и, возможно, не желаемой быть исследованной, но, когда он предстал в новом свете, западное общество, да и, наверное, само российское, осознало, что русский авангард – важнейший этап мировой живописи и в целом культуры.
Что же до абстракции, к коей мы более подробно обращались в этой статье, то абстракционизм – явление, проявляющееся совершенно по-разному и постоянно меняющееся, стремящееся постичь новые способы реализации отхода от канонов привычного искусства.
«Абстрактное искусство лишь некоторое время демонстрирует стабильность своей структуры, а затем начинает активно перестраиваться под воздействием новых идей и концепций. Этих идей и концепций у него самого нет, оно развивается только как одна из версий авангарда» [3].
Библиография
1. [Бобринская, 2006] – Бобринская Е. Русский авангард: границы искусства. – М.: Новое литературное обозрение, 2006. – 304 с., ил.
2. [Дианова, 1999] В. М. Дианова. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. Санкт-Петербург, ООО «Издательство “Петрополис”», — 240 с.
3. [Турчин, 1993] Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. —М.: Изд-во МГУ, 1993. — 248 с.
4. [Кандинский, 1912] Кандинский В. В. «О духовном в искусстве», 1912
5. [Жан-Клод Маркадэ] Жан-Клод Маркадэ «О рецепции русского авангарда в Европе», 2015, Monaco, Grimaldi Forum [https://www.vania-marcade.com/о-рецепции-русского-авангарда-в-европ/#_ftn10]
6. https://www.culture.ru/s/azbuka_avangarda/
7. https://arzamas.academy/materials/1202
8. https://artchive.ru/encyclopedia/3855~Avangard
9. https://bigenc.ru/literature/text/1797687
10. https://artchive.ru/encyclopedia/3363~Abstraktsionizm
11. https://arzamas.academy/materials/638
12. https://artchive.ru/artists/65361~El'_Lisitskij
13. https://arzamas.academy/mag/385-rodchenko
14. https://artchive.ru/kazimirmalevich
15. https://artchive.ru/wassilykandinsky