«Искусство не подвластно психоанализу, это всегда тайна.» — Рене Магритт
Чем больше мы узнаем о великом искусстве и его создателях, тем больше загадок встает перед нами. Некоторые картины невероятно интригуют - как и истории, которые они несут. Такие картины вызывают в нас необъяснимые эмоции. Просто взгляните на эти любопытные шедевры, и попробуйте угадать, что они означают, что они скрывают и какое послание для нас несут.
10. Иероним Босх «Смерть скупца», 1494 г.–1516 г.
Иероним Босх – самый загадочный художник всех времён!
Сильно вытянутый вертикальный формат и диагональное построение композиции придают картине «Смерть скупца» сходство с алтарной створкой. Обычная комната здесь словно оживает, благодаря стольким чудищам.
В обычной жизни мы их не наблюдаем, но Босх намекает, что духи повсюду. Эта узкая и высокая спальня одновременно место покоя и преддверие настоящего ада.
Как обычно картина Босха просто пронизана мелкими деталями и загадочными символами. Из-за этого его картины можно рассматривать вечно.
9. Сальвадор Дали «Сон», 1937 г.
Это гладкое пространство – не то поле, не то пляж, который сливается с морем - известный элемент Дали, хотя у многих других сюрреалистов мы тоже можем наблюдать подобные «пустоты».
Посреди полотна перед нами огромное существо с демоничеким лицом, оно погружено в сон. Трудно понять, что это, просто голова, или тело, или обычная ткань с лицом? Выражение спящего лица олицетворяет умиротворение, однако его надбровные дуги, под которыми не видно даже глаз, демонстрируют напряжение или усталость, или может говорит нам о том, что это существо вот-вот проснется и нападет. Однако весь ужас Дали всегда фиксирован, он не может двигаться, а если и двинется, то вся эта конструкция из фирменных для Дали подпорках-костылях просто потерпит фиаско. Именно поэтому женщина (возможно это Гала!?) кажется не нервничает и стоит спиной к этому существу, просто выгуливая свою собаку у берега… Хотя собака тоже словно погружается в сон и тоже вряд ли сможет продолжать свой путь судя по тому, что Дали и ее парализовал своим костылем.
8. Рене Магритт «Послушная читательница», 1928 г.
Как известно, почти все картины Магритта загадочны и необъяснимы. Тем более он сам, при жизни, не очень много рассказывал о своем творчестве.
Среди картин Магритта есть и обычные на первый взгляд работы, которые, как раз и вызывают массу вопросов.
«Послушная читательница» работа из раннего периода художника. На картине изображена женщина, которая с увлеченным, хотя скорее, с удивленным лицом, читает книгу. У зрителя возникает ряд вопросов, кто эта дама, что она читает и почему она «послушная», ее кто-то заставляет читать? Удивляет и манера написания картины, она больше напоминает скриншот из компьютерной игры: грубая прорисовка черт лица, огромные глаза и яркие тени, которые возвращают нас к работам Джорджо Де Кирико.
Возможно тематика картины навеяна временами, когда романы были исключительно женским делом, мужчины читали журналы преимущественно с воспоминаниями о войне. Также название картины «La Lectrice soumise» можно перевести по смыслу как "под впечатлением", "во власти романа", "подчиненная силе романа".
7. Вильям Дегув де Нункве «Розовый дом», 1892 г.
Вильям Дегув де Нункве - бельгийский художник-пейзажист французского происхождения, яркий представитель символизма в живописи. Он прославился своими полными таинственности пейзажами.
Вильям увлеченно читает Эдгара По и по мотивам рассказа «Падение дома Ашеров» изображает свой «Слепой дом» (The Pink House (The Shuttered House) (1892)). Эта картина, как полагают, оказала большое влияние на сюрреализм, особенно на серию картин Рене Магритта «Империя света». Эта серия работ уникальна тем, что Магритт виртуозно играется с цветами. Полностью погруженный в ночной сумрак городской пейзаж находится под покровом яркого дневного неба.
У Вильяма оранжевый дом ярко освещен, но при этом нигде не видно источника света. На окнах первого этажа задвинуты занавески, но из окон пустых комнат второго этажа выходит свет.
С помощью этой работы Уильям Дегув де Нункве хотел передать зрителю ощущение того, что жизнь зашла в тупик:
«Слепой дом; это был момент, когда безмолвная, мрачная природа держала свое зеркало перед моим лицом, и в зеркале я увидел эмоциональную жизнь, которая обратилась в смерть».
Из-за таинственной и мистической атмосферы, которую вызывают его картины, Дегув также считается предшественником магического реализма.
6. Ян Вермеер «Девушка с жемчужной серёжкой», 1665 г.
Несмотря на все теории и предположения, никто, кажется, не знает личность девушки Вермеера в знаменитой картине 1665 года «Девушка с жемчужной сережкой».
Она обращена к зрителю с мягким светом, сияющим на ее молодом лице и большой жемчужиной, свисающей с ее уха. Похоже, она собирается что-то сказать, но мы понятия не имеем, что именно. Была ли она дочерью Вермеера? Его любовницей? Служанкой? Возможно, она никогда не существовала в реальной жизни, но она по-прежнему привлекает огромные толпы повсюду, где выставляется ее картина.
В настоящее время ряд исследователей ставит под сомнение, что на картине изображена жемчужная серёжка.
5. Эдвард Мунк «Крик», 1893 г.
«Крик» Эдварда Мунка окрашен мрачными кроваво-красочными цветами. Небо красное, а посередине фигура в черном. Он, она, или оно словно изгибается, закрывая уши руками. Из-за этого не ясно точно, фигура слышит крик или сама его издает? Изгиб тела намекает на состояние страха или уязвимости. Мир вокруг окрашен в пугающие красные оттенки, и лишь двое спокойно идущих людей за главным героем намекают нам на то, что весь ужас – это скорее плод воображения «кричащего» человека. Многие считают, что картина проклята.
Это произведение искусства стало символом отчаяния и одиночества.
4. Франсиско Гойя «Собака», 1819 г.–1823 г.
«Собака» — одна из так называемых «Мрачных картин» Франсиско Гойи. Эти картины были созданы в период с 1819 г.–1823 г. Они представляют собой фрески, написанные в технике al secco, на стенах своего дома, который Гойя приобрел в феврале 1819 года. Этот дом еще называют «Дом Глухого », так как бывшей владелец, вероятно, страдал глухотой. Гойя провел свои последние годы в этом доме, буквально сходя с ума.
Картина «Собака» одна из самых необычных и загадочных работ из этой серии. Это произведение, скорее всего, незавершённое, но оно действительно сильное по атмосфере. В этой картине не ясно, где находится собака, куда она смотрит, чего она боится. Зрителю может показаться, что собака словно тонет в темной субстанции, ее взгляд обращен на пустоту сверху, на огромное тусклое пространство картины, которое кажется, тоже ничего не значит, но эта пустота может напоминать апокалипсис, будто мира уже нет.
3. Винсент Ван Гог «Ночная терраса кафе», 1888 г.
Есть предположение, что Винсент Ван Гог мог скрыть в своей работе известную картину «Тайная вечере» Леонардо да Винчи (1495–98). Действительно, тщательное изучение картины показывает, что главные герои очень напоминают героев картины Леонардо. В центре фигура с длинными волосами, напоминающая Иисуса в окружении 12 человек, плюс фигура, уходящая в тень.
Религиозный намек не был бы слишком необычным для Ван Гога. Прежде чем посвятить свое внимание живописи, известный голландский художник хотел «проповедовать Евангелие повсюду», а его отец, Теодор Ван Гог, был пастором голландской реформатской церкви. Дядя Винсента был известным голландским теологом и библейским ученым, который помог своему племяннику в его усилиях стать проповедником.
2. Джон Аткинсон Гримшоу «Дом, окруженный рвом в Йоркшире», 1879 г.
Джон Аткинсон Гримшоу известен прежде всего своими атмосферными картинами туманных городских сцен, интригующими таинственными проселочными улочками и историческими особняками, окруженными осенними деревьями. Он также был искусен в портретной живописи и натюрморте. Он разработал узнаваемый стиль и неоднократно использовал одни и те же мотивы. Поэтому выделить отдельно картину для описания трудно. Мистичен сам стиль художника, его пейзажи, как правило ночные под полной луной безусловно завораживают. Это поистине призрачные картины, где вы можете свободно додумывать различные истории.
Я могу лишь привести цитату из книги Уильяма Хоупа Ходжсона «Дом на краю»:
У меня мелькнула мысль, почему бы не покинуть этот дом — дом тайн и ужасов? Словно в ответ, перед моим мысленным взором возникло дивное Море сна — где мне и ей дозволено было встретиться после стольких лет разлуки и печали, и я понял, что останусь здесь, что бы ни случилось.
1. Джорджо де Кирико «Меланхолия и тайна улицы», 1914 г.
На этой картине мы видим маленькую девочку с обручем. На первый взгляд ничего необычного, однако, название картины очень говорящее. Действительно здесь присутствует меланхолия, которая достигается пустынным городским пейзажем. И тайна, которая скрывается где-то в глубине картины. Тайна, которую сразу нам не удается уловить, но заставляет всматриваться в это произведение очень долго.
Многие скажут, что эту играющую девочку там кто-то или что-то поджидает, мы видим немного угрожающую тень на светлой стороне картины. Как известно это просто тень от памятника. Гораздо более угрожающим является огромная тень от здания в правой нижней части картины, где стоит пустующий фургон с открытой дверью (по мнению Джеймса Соби, она оставлена Кирико открытой просто из композиционных соображений или чтобы создать иллюзию того, что внутри фургона происходит или будет происходить нечто таинственное). Да и само здание с арками в тени смотрится довольно непривлекательно.
Что мы можем знать об этой девочке, она просто играет или бежит от чего-то? Вдруг эта девочка из неблагополучной семьи, которая совсем никому не нужна, даже детям? С ней никто не играет, она сама по себе, эта улица и обруч. Картина также может быть об ощущении беспомощности и ненужности человека в этом мире. Это яркий образ, с которыми впервые сталкивается ребенок. Эти дома, этот свет, они словно мертвы.