Найти тему
ОВиК project

Вентиляция и отопление машинных отделений лифтов

Оглавление

Вентиляция

За основу взята схема, представленная здесь. :

Хорошо зарекомендовавшее себя решение – приточный вентилятор, работающий периодически по сигналам датчика температуры в сочетании с инерционной решеткой

На наш взгляд, представленное решение нуждается в доработке. Считаем, что инерционную решетку необходимо заменить на обычную наружную решетку с устройством перед ней клапана ламельного типа с электроприводом.

Аргументация следующая: в перекрытии, отделяющем шахту лифта от машинного отделения, имеются сквозные отверстия (см. Рис. 1).

Рис. 1.  Технологические отверстия под оборудование
Рис. 1. Технологические отверстия под оборудование

Перепад температур внутри и снаружи здания и/или ветровой напор в сочетании с неплотностью дверных проемов и высотой здания создадут в лифтовой шахте воздушный поток, который через технологические отверстия в перекрытии шахты проникнет в машинное отделение, а из него, через инерционную решетку, наружу.

Инерционная решетка в силу своей конструкции (см. Рис. 2) не будет будет препятствовать движению потока воздуха.

Рис. 2. Внешний вид и  конструктивная схема инерционной решетки
Рис. 2. Внешний вид и конструктивная схема инерционной решетки

Как следствие, возможны сбои в работе лифтов.

Предлагаемое нами решение выглядит так:

-3

Выбор цветового обозначения воздуховода принимается в зависимости от типа потока воздуха в соответствии с ГОСТ Р ЕН 13779-2007. Обозначение воздушных потоков представлено на Рис. 4.

Рис. 4. Типы потоков воздуха
Рис. 4. Типы потоков воздуха

Низ отверстия для приемного устройства наружного воздуха размещается на высоте более 1 м от уровня устойчивого снегового покрова, определяемого по данным гидрометеостанций или расчетом (п. 7.3.3 СП 60.13330.2016).

Для расчета расхода приточного воздуха на ассимиляцию тепловыделений можно воспользоваться "Методическими рекомендациями по определению минимального воздухообмена в помещениях жилых и общественных зданий", опубликованными на сайте ФАУ "ФЦС" или воспользоваться СП 60.13330.

Тепловыделения в машинном отделении принимаются по заданию (см. Рис. 5).

Рис. 5. Исходные данные для проектирования электроснабжения лифтов
Рис. 5. Исходные данные для проектирования электроснабжения лифтов

Пример:

Рис. 6.  Пример расчета воздухообмена в машинных отделениях лифтов
Рис. 6. Пример расчета воздухообмена в машинных отделениях лифтов

Отопление

К машинным отделениям лифтов ПУЭ предъявляют требования как для элекрощитовых. Соответственно, при проектировании систем отопления машинных отделений лифтов необходимо учитывать следующее:

Трубопроводы (водопровод, отопление) прокладывать через электрощитовые помещения не рекомендуется.
Трубопроводы (водопровод, отопление), вентиляционные и прочие короба, прокладываемые через электрощитовые помещения, не должны иметь ответвлений в пределах помещения (за исключением ответвления к отопительному прибору самого щитового помещения), а также люков, задвижек, фланцев, вентилей и т.п.

В большинстве случаев проще предусмотреть электрический обогрев машинных отделений.

При этом необходимо учитывать п. 6.4.15 СП 60.13330.2016:

В электрических системах отопления допускается применять электрические отопительные приборы, имеющие уровень защиты от поражения током класса 0 и температуру теплоотдающей поверхности ниже допустимой для помещений по приложению Д, с автоматическим регулированием тепловой мощности нагревательного элемента в зависимости от температуры воздуха в помещении.

В машинных отделениях лифтов в холодный период года в качестве расчетной температуры следует принимать температуру воздуха + 5 градусов.

Обобщаем вышесказанное

В помещении машинного отделения лифтов предусматривается приточно-вытяжная вентиляция для ассимиляции тепловыделений от электродвигателей лифтов. Система вентиляции состоит из приточного вентилятора (система без подогрева), работающего периодически по сигналу датчика температуры в помещении в сочетании с вытяжной решеткой, оснащенной клапаном с электроприводом. Вентиляционная установка подвесная. Размещается непосредственно в машинном отделении.

Машинное отделение лифтов оборудуется электрическим конвектором, имеющим уровень защиты от поражения током класса 0. Включение электрического конвектора производится по сигналу датчика температуры, встроенного в конвектор.

12.04.2020

Связанная статья:

Вентиляция машинных отделений лифтов. Оптимизация