Итак, мир немного передохнул от бешеной гонки по затариванию гречкой и водкой, и от состояния «чеэтобыло?!» - когда резко всех погрузили в карантинные каникулы, а слово «удаленка» стало практически официальным, перешел к стадии «а что будет завтра, когда это кончится». И, разумеется, как и положено «цвету нации», первой спохватилась русская интеллигенция, которая в эпоху «развитого капитализма» пряталась в уютной нише бюджетного высшего образования.
Систему образования лихорадило давно, еще с приснопамятной всей профессуре «ночи длинных ножей», устроенной экс-министром Ливановым, когда в одночасье незыблемые и вечные государственные вузы ложились «в третью категорию» вместе с ЧОУ ВО «Галактическая академия волшебства», без права на возрождение. Но – это было давно, и даже тогда у многих, кого чаша сия не коснулась – осталась твердая уверенность, что «уж меня то точно не выгонят»…
Но тут пришел.. не, не короновирус, для нашей системы образования гораздо страшнее оказался приход «полной дистанционки». Ведь до ее наступления система достигла того самого уровня «глубокого самоудовлетворения», когда каждый ее элемент знал и рефлекторно выполнял свою роль. Студенты играли в учебу, профессорско-преподавательский состав привычно писал тонны отчетов, рабочих программ, в перерыве отвлекаясь на проведение лекций и практик, чиновники разрабатывали новые, еще более инновационные стандарты, по которым в 100.500 раз переписывались отчеты.. в общем, все шло своим чередом… И тут пришла она… полная дистанционка…
Итак – что же может ждать ключевой кадровый состав любого государственного вуза, когда «наступит завтра». Приведем нехитрый арифметико-финансовый расчет.
Одна дисциплина занимает в учебном плане от 36 часов. Возьмем типовую дисциплину, допустим, «Историю России»: типовой объем на непрофильных факультетах: 72 часа. Это 18 пар. Обычно читается по 2 пары. То есть = это 9 видео-лекций.
Добавим к ним еще и разработанные задания. 9 штук - максимум. Для дистанционки, вестимо. Значит – это, скорее всего, тесты.
Это была арифметика, переходим к деньгам. И вот тут возникает вопрос: зачем в следующем семестре платить тому профессору, который УЖЕ в этом семестре наговорил на 9 лекций? Не проще ли их крутить постоянно? В следующем семестре же Ярослав на Джона не поменяется? И тут возникает второй вопрос – вопрос в ценности научно-педагогического коллектива в том объеме, который есть сейчас?
А если еще при этом вспомнить про единые образовательные пространства, где дисциплины бывшего «федерального» компонента уже давно начитаны по каждой теме… Хоть по истории, хоть по физике и высшей математики… То живые начинают завидовать мертвым…
Ну и ладно, скажет наш читатель – активный доцент в возрасте 35-45 лет, я то читаю практикоориентированные курсы, меня не коснется… Ничего подобного!
Если Вы не действующий практик, имеющий скилзы методиста со стажем – не все так идеально и розово.. Реальный интерес для обновления онлайн-курсов представляет собой именно состав актуальных кейсов. А не практикующий преподаватель их в 90% случаев быстро придумать не сможет…
Таким образом, рисуется неприглядная картинка: для реального существования вуза на первый план выходят кураторы-методисты, умеющие обрабатывать электронную документацию, технические специалисты по обслуживанию электронной среды и нелюбимые всем педагогическим сообществом – бухгалтера и сотрудники службы АХО.