Для чего скручивают пробег
Чаще всего показания одометра меняются с целью продать автомобиль по более высокой цене. Однако существует целый ряд других причин, по которым продавцы прибегают к данной процедуре. Скручивание показаний может быть вызвано необходимостью:
- избежать дорогостоящего технического обслуживания (в бортовом компьютере у некоторых иномарок содержится информация о времени проведения ТО, при нарушении этого графика он начинает выдавать тревожные сообщения);
- скрыть факт замены приборной доски (после ДТП или в силу других причин);
- умолчать о неисправностях узлов, которые могут влиять на правильную работу спидометра (например, генератора, аккумулятора и т. п.).
Можно столкнуться с фактом скручивания пробега у б/у авто, ввезенных в Россию из тех стран, где сумма транспортного налога рассчитывается в зависимости от километража, пройденного машиной за определенный промежуток времени.
Например, такая система уже несколько лет действует в Нидерландах, где пробег машины отслеживается при помощи GPS. В некоторых штатах США за каждую милю автовладельцам приходится платить по 0,012 доллара.
Кстати, скручивание пробега по американским законам преследуется в уголовном порядке. Серьезная ответственность за подобные действия предусмотрена в Германии и Франции (соответственно до 1 года и до 2 лет лишения свободы). В российском законодательстве наказание за скручивание пробега не предусмотрено.
Способы скручивания пробега
В арсенале махинаторов имеется несколько приемов обмана доверчивых покупателей. Выбор того или иного способа в первую очередь зависит от типа установленного на машину устройства, отвечающего за подсчет пройденного пути.
Здесь необходимо внести ясность и рассказать о том, что многие неискушенные автовладельцы ошибочно связывают скручивание пробега с корректировкой показаний спидометра. На самом деле он показывает скорость передвижения, а количество пройденных транспортным средством километров фиксирует другое устройство – одометр.
Прибор работает в тесной связи со спидометром. Да и панели, на которых отображаются показания двух этих устройств, обычно расположены рядом. Видимо отсюда и возникла некоторая путаница в понятиях. Для того, чтобы не запутать читателя еще больше, договоримся, что употребление обоих определений допустимо.
На автомобиле может быть установлен один из трех типов одометров:
- механический;
- электромеханический;
- электронный.
Механические и электромеханические приборы использовались в автомобилестроении до конца прошлого века. Они отличаются достаточно примитивным устройством: обороты редуктора КПП через специальный тросик передаются на счетчик, показания которого отображаются на приборной доске. Скрутить пробег у такого прибора наиболее просто.
Способ №1. Одометр разбирается, и необходимые показания выставляются на счетчике вручную.
Способ №2. Для его реализации потребуется разобрать приборную панель и присоединить при помощи специальной насадки к тросику спидометра какой-либо электроинструмент, обладающий высокими оборотами вращения (шуруповерт, дрель и т. п.). После этого показания скручиваются до нужного значения. Конечно, это можно сделать и вручную, но использование электроинструмента во много раз ускоряет процесс.
У электромеханического одометра скручивание проводится аналогичным способом. Единственное отличие заключается в том, что если при сматывании показаний с механического прибора бортовое питание авто отключается (снимаются клеммы с аккумулятора), то при проведении махинаций с электромеханическим прибором питание отключать нельзя (в противном случае колесики счетчика не будут вращаться). Поэтому велика вероятность возникновения короткого замыкания.
Стоимость работы вполне доступна и составляет от 1 до 1,5 тыс. руб. Найти в газете или интернете рекламные объявления фирм, готовых оказать такую услугу, довольно просто. Обычно они скрываются под вывесками наподобие этой: «Регулировка и ремонт спидометров».
Скручиванием пробега промышляет немало доморощенных «кулибиных» в своих собственных гаражах. Обычно о них узнают через сарафанное радио.
Скручивание электронного одометра
Работа приборов такого типа основана на считывании показаний специальных датчиков (они могут быть оптическими или магнитными), которые устанавливаются на вале КПП или непосредственно на колесе транспортного средства. Показания попадают в бортовой компьютер, который фиксирует их и передает на электронное табло.
На дорогих моделях авто (Тойота, Ауди и др.) данные о пробеге могут храниться сразу в нескольких блоках памяти. По мнению экспертов, наиболее сложно изменить пройденный километраж у БМВ (в машине может быть предусмотрено до 10 точек резервного хранения информации). Однако специалисты единогласно утверждают, что при наличии соответствующего оборудования скрутить пробег можно у абсолютно любого транспортного средства.
При махинациях с одометрами электронного типа используется несколько приемов.
Способ №1. Предназначен для махинаций с бюджетными автомобилями. Для его реализации достаточно снять приборную доску и подключить бортовой компьютер авто к ноутбуку, на который установлено соответствующее ПО, или специальному прибору – программатору. После этого реальные показания изменяются.
Способ №2. Используется для махинаций с дорогими авто, имеющими несколько блоков резервного хранения данных. По своему принципу он практически идентичен первому. Однако для мошенника очень важно обнаружить все хранилища информации, иначе в ходе дальнейшей эксплуатации автомобильный компьютер может восстановить данные из резервного хранилища, тогда на дисплее вновь отобразиться реальный пробег.
Стоимость услуги зависит от сложности работы и может варьироваться от 2,5 до 10-12 тыс. руб.
Как корректируются спидометры в зависимости от вида
Скрученный пробег позволяет недобросовестным продавцам продать подержанный автомобиль дороже, скрыв возможные проблемы с двигателем и другими важными узлами машины.
Как правило, за год авто проезжает 15-20 тысяч километров. Автомобиль, выпущенный три года назад, будет иметь порядка 60-90 тысяч километров пробега. Уточните у владельца условия эксплуатации, сопоставьте с данными статистики и получите искомую цифру.
Если пробег существенно ниже, есть повод внимательнее присмотреться к автомобилю, возможно, недобросовестный продавец пытается скрыть действительный пробег, скрутив его.
Различают несколько типов одометра: механический, электромеханический, электронный. Данные на механическом спидометре можно скорректировать достаточно просто. Для этого умельцы обычной электродрелью отматываю цифры назад, предварительно сняв трос спидометра с коробки передач. Также отмотать пробег можно, сняв приборную панель, вручную.
Определить это возможно, приглядевшись к цифрам. Если вмешательства не было, они должны быть расположены ровно, на одном уровне. На тросике спидометра отсутствуют следы откручивания, а также не должно быть признаков снятия панели приборов.
Показания электромеханической конструкции корректируют до нужных величин с помощью отвертки, поэтому о вмешательстве также подскажет состояние приборной панели.
Самые надежные – электронные механизмы. Взломать эту систему трудно, но и определить, подвергались ли коррекции показатели на электронном спидометре, зачастую может только специалист. Для скручивания цифр электронной системы необходимо подключение к блоку управления через диагностический разъем, используя специальные программы. Выявить скручивание помогает компьютерная диагностика.
Прямые и косвенные признаки скрученного пробега
Прямо укажет на расхождение показателей техническая документация. При наличии сервисной книжки вы с легкостью определите настоящий пробег. При отсутствии книжки обратитесь в официальный сервисный центр, где сообщат необходимые данные.
Подсчитать реальный пробег поможет паспорт транспортного средства. Сравните дату выпуска со средним количеством пробега в год. Расхождения, превышающие 50 тысяч километров, должны насторожить.
Также пробег указывают в диагностической карте, при прохождении технического осмотра. Обратите внимание на цифры в документе, возможно, они помогут выявить важную информацию.
Автомобили, произведенные в США, проверяют на сайтах Autocheck,CarFax, используя номер VIN. Проверка номераVIN в интернете также поможет, если авто обслуживался в крупном автосервисе и информация о нем сохранилась в базе данных.
Установить факт накрутки помогают косвенные признаки:
- Состояние салона. Слишком сильная потертость при небольшом пробеге сигнализирует о попытке обмана. Выцветший руль, потертые кнопки, большой износ педалей, рукоятки переключения передач, ветхая, потертая обивка сидений – явные признаки несоответствия срока эксплуатации.
- Двери. Если авто эксплуатировалось в качестве такси, люфт водительской двери будет значительно отличаться от пассажирской. Проверьте двери на предмет провисания, люфта, степень износа замков.
- Оптика. Помутнения, как и следы свежей полировки, должны визуально быть сопоставимы с заявленным сроком эксплуатации.
- Наличие новых деталей на сравнительно новом авто с небольшим пробегом будет поводом насторожиться.
Достоверно определить пробег можно в автосервисе, где специалисты оценят состояние деталей, проверят электронные системы с помощью диагностических приборов.