Как проводится обучение
Доброго здоровья, уважаемые читатели! Алоис Подгайский (обер-берейтор с 1935 года, директор Венской школы с 1939 по 1964 год) такими словами выразил цель классической выездки: «Всадник должен чувствовать, что он является частью своей лошади». И ни каких: «Лошадь должна!», - как любят говорить в наше время нерадивые берейторы, совершенно не понимая основ выездки молодой лошади, форсируя ее работой, отбивая охоту сотрудничать с человеком или полностью калеча физически и психически.
Мне, к сожалению, не довелось вживую увидеть ни выступления Мастеров Венской школы, ни их работу. О высоком профессионализме и виртуозном мастерстве мы можем судить по видео, которое представлено в конце статьи. Полная гармония лошади и всадника — вот что отличает классическую выездку от современной езды. Венская школа сохраняет свои традиции, верна старой школе выездки лошадей, которая основана на постепенности. Работа лошади проводится по старой школе и состоит из 3 частей. Первые две части длятся, примерно, по одному году. А третья – это уже основная часть работы лошади и она самая продолжительная, на этой стадии всадник находит гармонию с конем, степень сбора увеличивается.
Молодых лошадей, только жеребцов, в возрасте от 3.5 лет привозят из завода. Проводят первоначальную подготовку на корде. Когда лошади осваиваются, на них начинают ездить верхом только по прямым на свободном поводе и без малейшего намека на сбор. Ритм, контакт с поводом, уравновешенность лошади – вот основные критерии первого года обучения молодого жеребца. Никаких требований особо не предъявляют, дают лошади возможность самой найти баланс под всадником. Только в конце первого года обучения лошадь начинают поднимать в галоп.
Ох, как трудно удержаться от подъема в галоп молодой лошади уже к концу первого месяца заездки! Разве нет? Кто сам заезжал лошадей, тот меня поймет. Хотя в 4.5-5 лет лошадь уже довольно часто бывает сформирована, в Венской школе не торопятся, потому что знают: только последовательность и постепенность выездки являются основой здоровой и крепкой лошади. Главной задачей старой школы является сохранение традиций, поиски совершенства, отказ от конкуренции, от моды, от дешевой популярности, от личной славы. Согласитесь, что это довольно трудная задача практически для любого человека. Мне кажется, что в работе берейтора Венской школы присутствует некое самопожертвование.
Вторая часть работы с молодой лошадью длится около одного года. Это обычная в нашем понимании строевая езда. Работают над улучшением аллюров, развивают импульс, улучшают гибкость лошадей, лошади знакомятся с вольтами, обучаются правильно проходить углы манежа, знакомятся с боковыми движениями на рыси. Впервые начинают применяться полуодержки, лошадь выпрямляется. В конце второго года отрабатываются остановки, пируэты на шагу, осаживание. Проводится работа на пилярах. И вот лошадь готова к работе в сборе.
Летающие лошади
Третья часть выездки лошади – это и есть вся Высшая школа. Упражнения, элементы и фигуры высшей школы начинают только на совершенно послушной, мягкой, собранной лошади. Естественные аллюры уже прекрасно развиты, физически лошадь стала сильнее, оделась мышцами, ее связки окрепли и теперь можно переходить к упражнениям и элементам, которые выполняются на земле и фигурам над землей. Отличие их состоит в том, что при выполнении элементов лошадь находится на земле, а при выполнении высоких фигур лошадь отрывается от земли. Все фигуры и элементы имеют название на итальянском языке, так как итальянцами были написаны принципы и правила искусства выездки лошадей. На земле выполняются следующие элементы: пассаж, пиаффе, галопада, пассада, пируэт и тер-а-тер.
Элемент тер-а-тер служит основой для всех фигур над землей, так как, в основном, все школьные прыжки выполняются лошадью в два темпа. На тер-а-тер лошадь поднимает передние ноги одновременно и ставит их на землю, задние ноги, согнутые в бедрах и скакательных суставах, также делают движение одновременно и четко отбивают такт. По своей сути тер-а-тер является вариацией собранного галопа. Все фигуры над землей выполняются выше, чем тер-а-тер. Всего их семь: пезада, мезэр, курбет, крупада, балотада, каприоль и прыжок с подхода.
Самая простая фигура – пезада – выглядит очень эффектно. Лошадь приседает на задние ноги и высоко поднимает перед, при этом передние ноги ровно согнуты в запястных суставах. Всадник и лошадь в этот момент замирают и не двигаются. Со стороны эта пара выглядит как статуэтка. Мезэр совсем невысокий прыжок и мало отличается от тер-а-тер, но выполняется с бОльшим продвижением вперед, чем курбет. Курбет – это прыжок на задних ногах, при котором перед лошади приподнят еще выше. Крупада еще выше прыжок, причем, уже находясь в воздухе, лошадь должна поджать задние ноги к животу. На балотаде лошадь уже не поджимает задние ноги, а открывает их, но еще не отбивает ими в воздухе. И, наконец, самый высокий и великолепный прыжок – каприоль. Взлетая над землей, лошадь держит передние ноги и задние на одном уровне, а потом мощно отбивает задом в воздух. Прыжок с подхода выполняется в три темпа: первый тер-а-тер, затем курбет, и последним исполняется каприоль.
Подмастерья
И хотелось бы еще обратить внимание на сроки подготовки берейтора. В Венской школе очень мало учеников, в год берут всего 4 ученика и принимают только с 18 лет. Предпочтения отдают юношам, которые никогда не ездили верхом, потому что не умеющего ученика обучить проще, чем исправлять ошибки в посадке. С каждым новобранцем занимаются два тренера из числа выступающих берейторов. Учеба проходит параллельно на уже готовой лошади, которая учит всадника, и молодой, которую ученик сам готовит под присмотром опытного берейтора. На молодой лошади ученик ездит только на трензеле, а элементы отрабатываются уже на выезженной лошади на мундштучном оголовье. Шпоры разрешаются одевать на втором году обучения. Требования в школе очень строгие, даже через несколько лет занятий, ученик может быть отчислен.
В заключение хотелось бы пожелать нашим тренерам и берейторам такой же строгой и профессиональной подготовки своих учеников. Ну, а в следующей публикации расскажу о белоснежных жеребцах – липпицианах, которые и участвуют в продолжение традиций Высшей школы.