Найти тему
TurkicHistory

Когда произошла европеизация мусульман Российской Империи? Джадидизм

Мусульмане одетые в европейскую одежду, невероятное нововведение в те времена.
Мусульмане одетые в европейскую одежду, невероятное нововведение в те времена.

Джадидизм- идеология исламского модернизма, общественно-политическое движение за обновление исламской культуры и общества среди российских мусульман Крыма, Поволжья и Урала, Кавказа и Средней Азии 1880-1920-х годов. Непосредственный основоположник джадидизма крымскотатарский просветитель и политик —Исмаил Гаспринский.

Джадиды вы­сту­па­ли за пе­ре­смотр ос­нов ис­лам­ско­го зна­ния с учё­том тре­бо­ва­ний со­вре­мен­но­сти, раз­ви­тие нау­ки, из­да­ние га­зет и жур­на­лов на род­ном язы­ке. Во вре­мя Ре­во­лю­ции 1905-1907 годов и Февральской революции 1917 года джа­ди­ды вы­дви­га­ли по­ли­тические тре­бо­ва­ния куль­тур­но-ре­лигиозной ав­то­но­мии му­сульманских на­ро­дов Рос­сии, часть из них стре­ми­лась к объ­е­ди­не­нию му­суль­ман на ос­но­ве пан­ис­лам­ской и пан­тюрк­ской общ­но­сти. Выступали за свободу ношения европейской одежды, за равноправие женщин.

Джадидизм противостоял Кадимизму. Кадидизм- консервативное движение в татарском обществе и среди мусульман России кон.XIX — нач. XX вв. Сторонники кадимизма защищали патриархальные устои жизни, придерживались схоластической системы в области образования и воспитания. Полные противники нововведений в исламской культуре.

Исмаил Гаспринский
Исмаил Гаспринский

В Российской империи население делилось не по национальному, а по религиозно-конфессиональному принципу. Поэтому одним из сегментов Российского общества были мусульмане, объединённые в духовные управления. Общая модернизация России в XIX веке (индустриализация, распространение просвещения) ставили перед российскими мусульманами выбор: либо модернизироваться со всей страной, либо уйти в изоляцию. Соответственно, произошел неявный раскол на джадидов и кадимистов. Неизбежным примером для российских мусульман XIX века была Османская империя, что обуславливало пантюркистский уклон в джадидизме.

Куль­тур­ны­ми цен­тра­ми дви­же­ния бы­ли мед­ре­се Зинд­жир­лы в Бах­чи­са­рае, Му­хам­ма­дия в Ка­за­ни, Га­лия и Ус­ма­ния в Уфе, Ху­сай­ния в Орен­бур­ге, Ра­су­лия в Тро­иц­ке, Ни­за­мия в Ас­т­ра­ха­ни, Бу­би в деревне Иж-­Бо­бья. В различные пе­рио­ды к джадидизму при­над­ле­жа­ли учи­те­ля, пуб­ли­ци­сты, пред­при­ни­ма­те­ли: братья Ак­чу­ри­ны, Г. Ба­ру­ди, се­мья Бу­би, Р. Иб­ра­ги­мов (1857-1944), М.Г. Ис­ха­ки (1878-1954), З. Ка­ма­ли (1873-1942), Ф. Ка­ри­ми, С. Мад­жи­ди (1878-1956), С. Мак­су­ди, З. Ра­су­лев, Р. Фах­рет­ди­нов и др.

Ме­ж­ду ре­во­лю­ция­ми 1905-1907 и 1917 годов на ба­зе джадидизма воз­ник­ли пар­тии «Ит­ти­фак аль-мус­ли­мин» в По­вол­жье, «Мил­ли фир­ка» в Кры­му, "Мусават"в Азер­бай­джа­не, «Алаш» в Ка­зах­ста­не, мла­до­бу­хар­цы и мла­до­хи­вин­цы, «Шу­ра-и ис­ла­ми» в Тур­ке­ста­не. По­сле 1917 года часть джа­ди­дов под­дер­жа­ла советскую власть, дру­гие ока­за­ли воо­руженное со­про­тив­ле­ние и позд­нее эмиг­ри­ро­ва­ли.

Не умаляя роль религии джадиды настаивали на открытии врат «иджтихада» (اجْتِهَاد: право самостоятельного творческого прочтения Корана), что было немыслимо без распространения науки (илм) и просвещения (маориф). Они полагали, что ислам не запрещает европейской одежды и равноправия женщин. Ценностью джадидов был позитивистский прогресс (перс. ترقی: таракки), который осуществляется в интересах страны (Ватан) и народа (миллат).

Начало движения связано с введением в мектебах и медресе звукового метода обучения грамоте взамен буквослагательного, так называемого «усул-и джадид», то есть новый метод. Джадидисты критиковали религиозный фанатизм, требовали замены устаревших религиозных школ национальными светскими, ратовали за развитие науки и культуры, выступали за издание газет на родном языке, за открытие культурно-просветительских учреждений, что способствовало сплочению демократических сил общества.

Был установлен твердый учебный год c экзаменами и осуществлен переход к классно-урочной системе преподавания. Кроме этого в новометодных школах вводились стандартные европейские способы обучения —парты, журналы успеваемости, скамьи, доски, деление учеников на классы, а учебного времени на уроки.

В старометодных школах ученики обучались грамоте за 3—5 лет, в джадидистских — за год. Преподавание перешло с арабского и османского языков на татарский язык, который обрел также статус учебного предмета; существенно расширилось изучение и других светских дисциплин. В школах помимо религии изучался русский язык, фарси, история (тарихи), география и арифметика

Вот так кратко я описал новопросветительные течения мусульман Российской Империи.

Если узнали что нибудь новое, не забудьте поставить лайк и посмотреть мои прошлые посты)