Найти тему
Офисный планктон

Военные истории. Хироо Онода - 27 лет службы Империи которой уже нет

Наверняка большинство, если не все смотрели фильм "Рэмбо: Первая кровь", про солдата Джона Рэмбо, в исполнение Сильвестра Сталонне, который после войны во Вьетнаме вернулся на родину, где его принимают за бродягу, а не за ветерана войны, ну а дальше на него начинают охоту, а у него не остается выбора как принять вызов. Человек о котором пойдет речь в данной публикации чем-то напоминает мне персонажа Рэмбо, только в отличие от него Хироо Онода не вернулся на родину сразу после войны, а продолжил вести свою партизанскую войну еще 29 лет после капитуляции Японской империи в Второй мировой войне. Наверняка у вас возник резонный вопрос, почему в название статьи указано 27 лет, а далее по тексту автор пишет, что 29 лет - Хироо Онода вел партизанскую войну с 1945 года до 1974 года, то есть с момента окончания войны прошло 29 лет, но после капитуляции Японской империи 2 сентября 1945 она была оккупирована союзными войсками и не обладала государственным суверенитетом, правительство и император подчинялись Верховному Командующему Союзными войсками, а 3 мая 1947 года была принята Новая Конституция Японии в которой официальное название Японии было изменено с «Великой Японской империи» на «Государство Япония». Принятие Конституции считается формальным окончанием истории Японской империи. И вот отсюда уже идет 27 лет. Но хватит со вступительной частью, переходим к самой истории.

Фотография Хироо Онода. Изображение из открытого источника в сети Интернет
Фотография Хироо Онода. Изображение из открытого источника в сети Интернет

Хироо Онода родился 19 марта 1922 года в селе Камэкава префектуры Вакаями в семье Оноды Танэдзиро и Оноды Тамаэ. Отец мальчика работал педагогом, журналистом и депутатом совета префектуры, мать была учительницей. Молодой Онода был третьим сыном в семье и имел трёх братьев и сестру. В юности он учился в средней школе города Кайнан, где особенно упорно изучал кэндо (японское фехтование).

1942 году его призвали на военную службу. Сначала он был приписан рядовым второго класса 61-го пехотного полка, но через несколько дней перевели в 218-й пехотный полк. За последующие два год службы он смог продвинуться по службе до старшего сержанта и поступил в отделение Футамата армейского училища Накано, готовившего офицеров разведки. Однако окончить обучение ему не удалось из-за срочной отправки на фронт. И уже в декабре 1944 года Хироо Онода отправили на Филиппины в качестве командира спецотряда по проведению диверсионных операций в тылу противника. В январе 1945 года он был повышен до звания младшего лейтенанта и отправлен на филиппинский остров Лубанг. Перед этим молодой офицер получил от своего командира, генерал-лейтенанта Сидзуо Ёкоямы, следующий судьбоносный приказ: " Не сдаваться и не совершать самоубийство. Продержаться пять лет и ждать новых приказов руководства. Продолжать сражаться, пока есть силы и боевые побратимы. Ещё раз – категорически запрещено самоубийство!" (в разных источниках текст может разница, но суть во всех одна - не сдаваться).

По прибытии в Лубанг Онода предложил японскому командованию острова начать подготовку к длительной обороне, однако его предложения не были услышаны. В результате войска США разбили японцев, а молодой разведчик со своим отрядом вынужден был бежать в горы. Онода обустроил базу в джунглях начал вести партизанскую войну в тылу врага вместе со своими подчинёнными: рядовым первого класса Юити Акацу, рядовым высшего класса Кинсити Кодзукой и капралом Сёити Симадой.

У партизан было радио, к тому же над джунглями были разбросаны листовки с информацией о капитуляции, однако остатки диверсионной группы отказывались принимать на веру эти сведения, считая их происками коварного врага. Маленький отряд постепенно терял бойцов, но продолжал проводить операции, в ходе которых были убиты 30 и ранены более 100 представителей армии и гражданского населения.

Первым отряд покинул Юити Акацу, который в 1950 году сдался филиппинской полиции и в 1951 году вернулся на родину, благодаря чему стало известно, что Онода и двое его подчинённых всё ещё живы. Сами они считали, что Юити Акацу дезертировал и сдался в плен врагу, поэтому сменили все свои тайники.

7 мая 1954 года в ходе перестрелки группы Онода и отряда филиппинской полиции был убит капрал Сёити Симада. Из-за ранения в ногу, полученного за полгода до этого, он не мог быстро передвигаться и остался прикрывать отход товарищей.

В отдаленной части джунглей, вдвоём они вырыли новое, хорошо замаскированное подземное убежище, где скрывались от поисковых партий. Раз в год, осенью они поджигали кучи соломы, оставленные крестьянами на сжатых рисовых полях, расположенных недалеко от порта Тилик на Лубанге, чтобы подать сигнал японской армии, что их отряд всё ещё жив и продолжает сопротивление. Крестьян, не скрываясь, прогоняли выстрелами в воздух, в надежде на то, что те сообщат властям о японских солдатах, и о них узнает японская армия. Местных жителей они считали "пособниками" врагов Японии и, при удобном случае, угрожая оружием, "реквизировали" у них всё что было нужно. В ответ, островитяне называли их "горными бандитами" или "горными дьяволами" и если заметят первыми, стреляли в них или вызывали полицию.

Фотография Хироо Онода
Фотография Хироо Онода

Так, после очередного нападения на крестьян, 19 октября 1972 года филиппинская полиция застрелила Кинсити Кодзука, последнего подчинённого и боевого товарища Оноды. Вместе с Онодой они подожгли скирды соломы на сжатом рисовом поле, чтобы подать очередной сигнал японским войскам, но слишком задержались, собирая припасы разбежавшихся крестьян и те успели вызвать полицейский патруль, оказавшийся неподалёку. Онода, отстреливаясь, пытался помочь своему боевому товарищу уйти, но тот был смертельно ранен и погиб на месте.

В течение 30 лет пребывания в джунглях Лубанга, Онода и его товарищи адаптировались к их условиям, постоянно меняли место дислокации, собирали сведения о противнике и событиях в мире, а также осуществили ряд нападений на филиппинских военнослужащих и полицейских, стреляя в каждого, кто их обнаруживал в джунглях. Разведчик и его соратники убили около 30 человек, около 100 человек было ранено.

Последние 2 года для Хироо Оноды оказались самыми тяжелыми - он остался один, уже сказывался и возраст и тяжелые условия непрерывного выживания.

20 февраля 1974 года молодой японский путешественник, студент Норио Судзуки прибыл на остров с одной целью - найти Оноду. Но был найден первым. Онода наблюдал за ним из зарослей, и убедившись, что тот один и безоружен, решил напасть и вышел на него с винтовкой, так как студент случайно поставил палатку неподалёку от его тайника с продуктами. К удивлению Оноды, Судзуки не пытался убежать, как делали все островитяне, а заговорил с ним по-японски. Судзуки пытался склонить его к возвращению на родину, рассказывая о конце войны, поражении японцев и современном процветании Японии. Однако Онода отказался, объясняя, что не может покинуть место службы, потому что не имеет разрешения на это от своего старшего офицера.

За тем Судзуки вернулся в Японию один, но привёз фотографии японского разведчика, которые произвели фурор в японских средствах массовой информации. Японское правительство срочно связалось с Ёсими Танигути, бывшим майором Императорской армии Японии и непосредственным командиром Оноды. И 9 марта 1974 года Танигути прилетел на Лубанг, вышел на связь с Онодой, будучи одет в военную форму, и объявил ему следующий приказ:

"1. Согласно приказу Его Величесва все военные подразделения освобождаются от выполнения боевых операций. 2. Согласно приказу № 2003 о боевых операциях «А» особая группа Генерального штаба 14-й армии освобождается от выполнения всех операций.
3. Все подразделения и лица, которые подчиняются особой группе Генерального штаба 14-й армии, должны немедленно прекратить бои и манёвры и перейти под командование ближайших высших офицеров. Если это невозможно, они должны непосредственно связаться с армией США или армиями их союзников и следовать их инструкциям."

И 10 марта 1974 года Онода принёс отчёт для Танигути на радарную станцию и сдался филиппинским войскам. Он был в истлевшем военном обмундировании, но имел на руках исправную винтовку Арисака тип 99, сотню патронов к ней, кинжал и самурайский меч, отдал карту с тайниками, где были спрятаны остальные патроны. Японец передал свой меч командиру базы в знак капитуляции и был готов к смерти. Однако командир вернул ему оружие, назвав его «образцом армейской верности». Несмотря на свои 52 года, Онода был в отличной физической форме и настолько быстро перемещался по горным зарослям, чтобы показать филиппинским военным свои тайники и укрытия, что те не поспевали за ним.

Хироо Онода передает свой меч командиру базы вооруженных сил в знак капитуляции
Хироо Онода передает свой меч командиру базы вооруженных сил в знак капитуляции

По филиппинскому законодательству, Оноде грозила смертная казнь за грабежи и убийства, нападения на полицию и военных в течение 1945—1974 годов, однако благодаря вмешательству МИД Японии он был помилован. На церемонии капитуляции присутствовали высокопоставленные лица обеих стран, в том числе тогдашний президент Филиппин - Фердинанд Маркос. Война для Хироо Онода ыбла окончена 12 марта 1974 года, когда он торжественно вернулся на родину. Это уже была не Великая Японская империя, а Государство Япония, но это не отменяет факт того, что это его родина.

По возвращении Оноды в Японию, к нему было приковано внимание всех средств массовой информации страны, его чествовали, как героя. В аэропорту, 52-летнего Оноду встретили 86-летний отец и 88-летняя мать, которые все таки дождались своего сына с фронта.

Публикация получилась довольно громоздкой и тем более хочу поблагодарить всех тех кто дочитал до этого места и надеюсь, что вам было интересно. А если вас заинтересовала личность Хироо Онода, то с более общирной информацией вы можете ознакомится в его мемуарах "Не сдаваться. Моя тридцатилетняя война".