8 апреля 1950 года, пара истребителей Ла-11 разрезает вечернее небо Балтики, никто не мог представить чем обернется обычный вылет на перехват...
Бывшие союзники
После окончания Второй мировой войны полярность мира резко перевернулась, и вот уже бывшие союзники готовы были схлестнутся в новой схватке на остывающих полях Европы...
Начиная с 1946 года самолеты ВВС США вели над акваторией Балтийского моря активную радиоэлектронную разведку. Зачастую западные пилоты безнаказанно нарушали воздушную границу Союза, перехватывать их было просто нечем. Следующие за этим дипломатические ноты протеста американское правительство игнорировало.
Длинная рука советского ПВО
Положение стало меняться, когда на вооружение полков ПВО СССР стал поступать дальний истребитель Ла-11. Самолет стал венцом поршневой авиации Лавочкина, поршневой двигатель позволял разгонять самолет до 670 км/ч, дальность полета составляла 2 235 километров, а потолок 10 км. Три 23 мм пушки позволяли моментально расщеплять на атомы большинство истребителей и бомбардировщиков США.
Долетались...
Privateer как обычно, чувствуя безнаказанность, барражировал в советском небе недалеко от границы, чтобы успеть "сбежать" в случае чего. Не помогло...
Развязка наступила вечером 8 апреля. В рапорте ведущего группы Ла-11 старшего лейтенанта Бориса Докина рассказывается: "Звено истребителей взлетело в 17:22. Примерно через десять минут на высоте 4000 метров южнее города Лиепая был обнаружен самолет с опознавательными знаками ВМС США."
Пилоты Privateer отказались подчиниться требованиям советских летчиков, развернулись и стали уходить в сторону моря
"Тогда я дал предупредительную очередь - 12 снарядов. Нарушитель стал вести огонь по мне. Ведомый лейтенант Тезяев, видя это, дал по нарушителю очередь, который пошел с большим снижением и вошел в облака на высоте 500 метров. Предположительно самолет упал в 5-10 километров от берега".
Через два часа после происшествия другой летчик, подполковник Филонович, сообщал - американские суда ведут активный поиск между Готландом и Борнхольмом.
Останки самолета с бортовым № 59645 до сих пор не обнаружены и лежат на дне Балтийского моря. Хотя воздушное судно по горячим следам искали водолазы и четыре тральщика ВМФ СССР.
В итоге Пентагон официально признал потерю самолета-шпиона. В 2010 году в Лиепае у памятника погибшим морякам появилась мемориальная табличка с именами погибших пилотов американских ВМС.
Этот эпизод открыл печальный счет воздушной борьбы, разразившейся между двумя сверхдержавами во время «холодной войны».
Согласно данным американского журнала U.S. News & World Report, в период с 1950 по 1970 год по меньшей мере 252 американских летчика были сбиты в ходе шпионских воздушных операций, из них 24 погибли, 90 остались в живых, а судьба 138 авиаторов не выяснена до сих пор.
Спасибо за прочтение, подписывайтесь на канал, если вам интересна история авиации, советую ознакомиться и с другими статьями: