Дорогие друзья, доброго всем дня!
Почти каждый человек нашей необъятной страны хоть раз в жизни путешествовал самолетом, наверное, половина летает хотя бы раз в год, какая-то часть совершает полеты регулярно. Обращаться за статистикой к Росстату мы не будем, т.к. конкретные цифры нам не особо интересны. Так или иначе мало кто из рядовых пассажиров имеет представление о том, что происходит на земле с самолетом, кто и какая техника задействованы в процессе подготовки самолетов к вылету.
Процессы, происходящие за окнами терминалов всех аэропортов мира, называются разворотом Воздушного Судна («ВС»), поскольку в абсолютном большинстве ситуаций самолет не простаивает на земле, а через небольшой промежуток времени после прилета отправляется в свой следующий рейс. Исключение могут составлять технические неполадки Воздушных Судов, запланированное техническое обслуживание, перерывы в работе аэропортов (ночные, к примеру), неблагоприятные метеорологические условия, различные форс-мажорные обстоятельства, вроде бушующего ныне вируса. В таких случаях опускается часть обслуживания, которую далее будем именовать «вылет», и производятся действия, которые назовем «прилёт».
Так вот, как уже упомянул, в абсолютном большинстве ситуаций выполняется именно разворот самолета, время которого зависит от конкретного типа Воздушного Судна, выполняющего рейс. Так для ближнемагистральных узкофюзеляжных ВС вместимостью менее 100 пассажиров для полного разворота, то есть от остановки на месте стоянки (прибытия) до движения с места стоянки (отправления) достаточно 45 минут, для среднемагистральных ВС вместимостью от 100 до 200 пассажиров достаточно 1 часа, для дальнемагистральных судов вместимостью более 200 пассажиров необходимо 1,5 часа времени, что напрямую обусловлено размерами самолета и как следствие объемами работ, которые требуется выполнить.
Пример ближнемагистрального самолет – Embraer 170/175/190/195; Sukhoi Superjet 100; Fokker всех модификаций; Bombardier всех модификаций; Airbus A220; любые ATR; АН148.
К среднемагистральным относятся Airbus A319/320/321; Boeing 737, 757; ТУ204.
Дальнемагистральные представлены Airbus A330, A340, A350, A380; Boeing 747, 767, 777, 787.
Итак, что же происходит на перроне аэропорта, пока успевшие вовремя пройти регистрацию пассажиры выстраиваются в очередь на посадку возле так называемого гейта в терминале или доедают свой обед, возможно совершают покупки в магазинах беспошлинной торговли или посещают комнаты, которые позволят им спокойно в дальнейшем сидеть в своих креслах, а не бежать табуном в туалеты самолета?
ПРИЛЁТ
До прилета в аэропорт место стоянки, запланированное для конкретного рейса, проверяется сотрудниками наземного обслуживания на предмет наличия посторонних предметов, таких как, например, замки от чемоданов, отвалившиеся при загрузке предыдущего рейса, винты, болты от инструментов, бытовой мусор и т.д. Эти предметы при заруливании ВС на стоянку могут попасть в двигатель и вывести его из строя, что повлечет за собой дорогостоящий ремонт и задержку рейса.
И вот самолет произвел посадку в нашем аэропорту, далее в течение в среднем 10 минут он будет выполнять руление к месту стоянки, где его уже будет встречать команда механиков, техников, инженеров, представитель авиакомпании, сотрудник пограничной службы, сотрудник санитарно-карантинного пункта, в редких случаях сотрудник таможни, грузчики, машина бортового питания, бригада уборки. В некоторых аэропортах при постановке ВС на телескопический трап (телетрап, «рукав», как его называют в народе) терминалы оборудованы системой автоматического завода ВС на стоянку.
В этом случае до полной остановки самолета никаких манипуляций наземным персоналом не производится. Однако же если терминал этой системой не оборудован или самолет следует на удаленную стоянку, откуда пассажиров повезут к зданию терминала на автобусе, для регулировки движения ВС назначается техник, именуемый маршалом, которые использует специальные ракетки яркого цвета и светящиеся в ночное время.
По указаниям этого техника пилоты и ведут самолет, так как из кабины сами не могут физически видеть разметку под передней стойкой шасси и, следовательно, не знают когда им остановить машину. Момент, когда самолет останавливается и пилоты включают стояночный тормоз и называется прибытием Воздушного Судна. Именно это время и обозначено в вашем авиабилете. Подчеркиваю, не время посадки, а именно время прибытия. Это крайне важный момент при потере стыковки у транзитных пассажиров из-за позднего прибытия. Случается так, что рейс приземлился в аэропорту назначения вовремя, а руление в силу метеоусловий, занятости стоянок в аэропорту или других обстоятельств заняло 1-2 часа и пассажиры опоздали на стыковочный рейс. Так вот, задержка в прибытии на стоянку и будет являться задержкой рейса на прилет вне зависимости от того, что посадка произведена вовремя, следовательно не будет виной пассажира в опоздании на следующий рейс и станет основанием для предоставления всех услуг в соответствии с законодательством.
После прибытия на место стоянки первым делом весь персонал, задействованный в обслуживании рейса, должен убедиться в том, что двигатели отключены и можно подходить к самолету без опасности для жизни и здоровья. Для этого у всех самолетов сверху и снизу фюзеляжа есть красные проблесковые маячки.
Если они включены, приближаться к самолету нельзя, за исключением двух случаев, первый - когда неисправна вспомогательная силовая установка (ВСУ), вырабатывающая электричество при выключенных двигателях. Если от пилотов во время руления диспетчеру аэропорта поступил сигнал о неуспешной попытке запуска этой установки, то на место стоянки также прибывает стационарный источник питания.
По прибытию на место стоянки пилоты оставляют включенным один двигатель, чтобы самолет не обесточился, в это время один техник подключает стационарный источник питания, после чего двигатели окончательно выключаются и гаснет красный проблесковый маячок. За этим следует процедура расстановки тормозных колодок для предотвращения самопроизвольного движения ВС, поскольку стояночный тормоз нельзя держать включенным долгое время, это может привести к его перегреву.
Также устанавливаются специальные оградительные конусы в метре от проекции законцовки крыла, двигателей и хвоста ВС. Да, те самые про которые вы могли читать не так давно, когда сотрудник известной авиакомпании установил конус не под крыло, а на него.
После этого представитель компании и инженер должны выполнить обход самолета с целью убедиться в отсутствии внешних повреждений его элементов – фюзеляжа, двигателей, стоек шасси, дверей, механизации крыла, которые могли быть вызваны некачественным обслуживанием в аэропорту вылета, столкновением с птицей, попаданием мусора при невнимательном осмотре стоянки до прибытия ВС. В это же время к самолету подгоняется или телетрап,
или автотрап
в зависимости от того, какая используется стоянка: возле терминала или удаленная. Некоторые авиакомпании, преимущественно низкотарифные перевозчики, вроде Победы, для экономии времени используют на удаленных стоянках сразу два самоходных трапа для одновременной посадки пассажиров спереди и сзади, но это специфическая процедура, которая прорабатывается для отдельных авиакомпаний и не во всех аэропортах. В нормальной ситуации используется только трап возле носа самолета (2 для А380, но тоже в носовой части). После установки трапа и открытия пассажирской двери производится обмен документацией представителя с бортпроводниками и после получения разрешения от пограничных органов (граница, таможня) и санитарно-карантинного пункта начинается высадка пассажиров.
В это же время внизу самолета уже кипит жизнь, открываются багажно-грузовые отсеки, подгоняются ленточные транспортеры
или перегружатели контейнеров
в зависимости от типа загрузки, установленной на самолете, которые используются для разгрузки багажа пассажиров, груза и почты, прибывших этим рейсом. В большинстве своем на ближнемагистральных и среднемагистральных типах ВС используется так называемая валовая система загрузки, которая позволяет погрузить большее по объему количество груза. На дальнемагистральных судах всегда используются паллеты и контейнеры, т.к. если грузить все вручную, то с учетом размеров самолета это будет происходить очень долго (часы), контейнеры и паллеты же формируются заранее и по прибытию ВС на стоянку готовы к загрузке, которая занимает максимум полчаса.
Параллельно с разгрузкой из грузовых отсеков ассенизаторская машина сливает накопленные за время полета продукты жизнедеятельности человека.
Да, они не падают в полете с неба на головы обитателям деревень, как почему-то свято считают некоторые, а продолжают полет вместе с пассажирами.
После высадки пассажиров к самолету подъезжает автомобиль бортового питания.
Он снимает с борта ВС телеги с пищевыми отходами, вынимает из печей неиспользованное питание (да-да, случается и очень часто, что какой-то процент еды остается нереализованным, он подлежит утилизации, если его, конечно, до подъезда припозднившейся машины бортового питания не растащат сотрудники, задействованные в обслуживании ВС. Авиакомпании к таким ситуациям относятся лояльно, т.к. еда все равно подлежит уничтожению. Есть отдельные аэропорты, которые на пунктах пропуска требуют материальный пропуск на вынос еды, но это из разряда маразма и руководителям служб безопасности этих аэропортов следовало бы обратится к хорошему психиатру, т.к. в каждой мухе они видят террориста.
В то же время экипажем рейса и/или сотрудником безопасности авиакомпании/аэропорта производится досмотр салона ВС на предмет случайно или умышленно оставленных личных вещей. С момента прибытия ВС до этого момента проходит 10 для ближних, 15 для средних, 20 минут для дальних типов ВС.
После проведенного досмотра салона на борт поднимается бригада уборки в задачи которой входит уборка мусора, обработка салона пылесосом, уборка и экипировка туалетных комнат, экипировка пассажирских кресел, смена подголовников на креслах и наволочек на подушках при наличии последних. Процесс уборки не должен превышать 15 для ближнемагистральных, 20 для среднемагистральных и 30 минут для дальнемагистральных типов ВС.
Собственно, на этом заканчивается работа служб, если самолет дальше не летит никуда. Если же все-таки идет разворот, плавно прилет перетекает в вылет.
ВЫЛЕТ
В зависимости от длительности рейса и ограничений в рабочем времени экипажа, последний может как смениться, так и отправиться в следующий полет. Если экипаж меняется, то это происходит максимально оперативно после завершения досмотра салона ВС с целью не мешать работе служб.
Возвращаемся в момент окончания высадки пассажиров. В этот момент дается разрешение машине, осуществляющей заправку ВС топливом на подъезд, подключение, и начало заправки. С пассажирами на борту в нормальной ситуации осуществлять заправку нельзя, это обусловлено правилами безопасности, да и смысла особого не несет, т.к. классические авиакомпании будут убирать самолет и загружать питание, то есть все равно на борту не будет пассажиров. В исключительных ситуациях или для обслуживания рейсов лоукостеров разрешается заправка с пассажирами на борту, но для этого вызывается дежурная пожарная машина и обязательно устанавливается второй трап. Это имеет целесообразность для низкотарифных перевозчиков, т.к. они не загружают питание на разворотах и не убирают салон, поскольку убирать нечего. Машина заправки может быть или сервисером,
который подключается к централизованному трубопроводу под перроном и перекачивает керосин из него, либо классическим танкером.
Сколько топлива нужно залить определяет пилот на основании расчетов по маршруту полета и ожидаемой загрузки, предоставляемых ему штурманской службой. Эту цифру или сам пилот, или инженер вводит в специальное устройство, установленное или на крыле, или на фюзеляже под крылом. Это устройство и контролирует заправляемый объем, больше установленного насос просто перестанет принимать от заправочной машины. Заправка занимает порядка 20 минут на всех типах ВС, то есть расчетно завершается приблизительно вместе с уборкой.
Во время смены экипажа и уборки машина бортового питания, завершив по прилету снятие оборудования и неиспользованной еды, загружает новые телеги с едой и продукты (соки, бар, воду, молоко, лимоны, и т.д.) на следующий перелет. Свою работу машина бортового питания оканчивает примерно в то же время, что и уборка, и заправка топливом. То есть за 20-40 минут до вылета ВС опять же в зависимости от типа, службы, не позволяющие начать посадку, завершают свою работу и в теории может начаться посадка пассажиров. Но экипажу пока еще необходимо убедится в отсутствии посторонних предметов в салоне, для чего вся бригада бортпроводников приступает к досмотру салона. Длится он 2-3 минуты. После этого начинается непосредственно посадка пассажиров.
Вместе с посадкой внизу все также продолжается своя жизнь. Машина заправки водой заливает необходимую в полете техническую воду для использования в туалетах, для кипячения в чайниках.
Грузчики после проверки отсеков на предмет неразгруженных предметов начинают погрузку багажа, груза и почты также с помощью ленточных транспортеров или все тех же контейнерных перегружателей.
Пилот проводит предполетный осмотр ВС, вынося в зимний период вердикт, понадобится ли противообледенительная обработка. К слову, инженер дублирует эту работу и если хоть один из них говорит, что обработка нужна, то, невзирая на мнение второго, она в обязательном порядке проводится.
Представитель в это время занимается бумажной работой, бегая от одной службы к другой, подписывая требования на оказанные услуги, проверяет корректность погрузки багажа, груза, почты, фиксирует факт надежного крепления защитных сеток и контролирует закрытие дверей грузовых отсеков. Все негабаритные предметы, которые обнаруживаются в процессе посадки и подлежащие к загрузке в багажный отсек: сверхнормативная ручная кладь, коляски, иузыкальные инструменты, которые по каким-то причинам позволили пронести до дверей самолета и т.д. - загружаются в специальный отсек, находящийся в самом хвосте самолета, в который всегда загружают навалом (без использования контейнеров.
После завершения посадки представитель подает финальный документ, называемый сводно-загрузочной ведомостью (на посадке вы часто можете услышать слово лодшит от английского loadsheet – это именно о нем и идет речь), Командиру ВС на подпись. В этом документе зафиксированы все данные по загрузке: топливо, пассажиры, багаж, груз, почта, их расположение, центровочные параметры и другая важная информация, влияющая на данные, вносимые пилотами в бортовой компьютер перед взлетом.
Когда финальный документ подписан, пассажиры пересчитаны, дается готовность экипажа к закрытию двери ВС. За этим следует непосредственно закрытие и отгон трапа.
После этого самолет вновь обходит представитель с целью убедиться, что отработавшие службы не нанесли повреждений фюзеляжу при использовании техники. Затем осуществляется установка буксировочного тягача и специального водила при необходимости буксировки самолета назад. Затем убираются тормозные колодки и конусы безопасности.
По выдаче разрешения на отправление пилоты включают красный проблесковый маячок, который говорит о том, что в зону обслуживания самолета вход запрещен. Исключение, как в случае с прилетом, одно – неработающая вспомогательная силовая установка. Без нее для запуска двигателей нужно специальное устройство, именуемое УВЗ (установка воздушного запуска).
Она подъезжает как правило к левому борту самолета, техник подключает специальный шланг, по которому под давлением будет подаваться воздух к специальному лючку под фюзеляжем ВС. После подачи воздуха происходит запуск обязательно одного двигателя с противоположной стороны. После успешного запуска, УВЗ и стационарный источник питания, который в этом случае был установлен по прилету, отключаются и после разрешения диспетчера руления аэропорта, ВС с запущенным двигателем покидает место стоянки. Если ВСУ исправно, то после подключения буксировщика и разрешения все того же диспетчера руления, ВС покидает место стоянки для последующего нормального запуска двигателей, которому при необходимости предшествует процедура противообледенительной обработки при ее необходимости.
Стоит отметить, что момент отправления с места стоянки и есть то время вылета, что указано в вашем билете. Не время взлета, как считают процентов 95 пассажиров, а именно время отправления. Непосредственно взлет может произойти и через час, и через два в крупных и загруженных аэропортах.
Но это только когда сойдет эпидемия на нет. А пока аэропорты пустые, большая часть пассажирских самолетов простаивает на земле. Небольшой процент используется для перевозки грузов, с учетом того, что емкостей в мире критически не хватает, груз в настоящее время загружается даже в пассажирские салоны.
Благодарю за внимание и интерес при почтении. Получилось объемно, но, надеюсь, доступно.