В последние годы наша страна строит электронные платформы для системы образования. Старается мыслить масштабно, надеется на большие результаты. Коронавирус расставляет все по местам, обнажает проблемы: существует огромное количество электронных решений, но дети, родители и учителя осознают, что не знают, как их использовать, к ним не готовы.
Школы оценивают переход на дистанционное обучение
Учреждения образования организуют учебный процесс в дистанционном формате с помощью онлайн-платформ в условиях когда каникулы накрылись вирусом.
Начало дистанционного обучения во многих российских школах прошло не так как хотелось, порталы упали из-за перегрузки, а родители обрушились учителей. Они искали способы предать детям ссылки на видеоконференции — сайты электронной школы eSchool и платформы Дневник.ру, но потерпели фиаско из-за сбоев.
В одном из лицеев два года работали над внедрением онлайн обучения, за разработку платформы дистанционного образования лицей получил грант правительства.
Было проведено родительское собрание в режиме онлайн, чтобы объяснить родителям, как будут учиться их дети.
К началу трансляции её смотрело 400 пользователей, в течение трех минут их количество увеличилось до тысячи человек и трансляция упала.
Когда в одной из школ пытались зайти на рекомендованный сайт «Яндекс.Учебник» утром, ничего не вышло — он завис. Решили перейти на городской портал дистанционного обучения, созданный на бюджетные деньги, там были конспекты, задания и видео, но чтобы загрузить 1 ролик понадобилось 2 часа.
На горячей линии методической поддержки дистанционного обучения подтвердили, что сайт сильно перегружен. Точные сроки, когда дети снова смогут вернуться к учебе, не известны.
Учителя-предметники жалуются, что их обязали ежедневно отправлять классным руководителям данные:
— какие средства и технологии обучения применялись на уроке;
— сколько учащихся вышло на связь и обучалось;
— сколько обучающихся получили оценки.
Эти сведения отправляют в отдел образования. Анонимно признались: директор сказал, ставьте 4 и 5, пока дети на дистанционном обучении.
Мнение родителей
О том, что будут проблемы, родители поняли, когда «лег» портал «Российской электронной школы», перестал работать «Яндекс.Учебник», на «Учи.ру» не грузились видео.
Родители жалуются: открывается один видеоурок, только одному из тысячи удается зайти на портал РЭШ. У многих «дистанционка» свелась к рассылке домашних заданий и списка тем, которые детям нужно освоить самостоятельно. В таких условиях некоторые школьники эти задания выполняют, как попало.
Родитель рассказывает, что ученику предлагают «вести спортивный дневник, в котором отмечать выполненные упражнения», а учителю сдавать фото этого дневника в программе: метание и броски мяча, приседания и наклоны, эстафета. В некоторых школах предлагают освоить игру в баскетбол (это в условиях самоизоляции).
Сейчас на ТВ-каналах транслируют видеоуроки, а учителя высылают задания на электронную почту или в "Вайбер" — это нельзя назвать дистанционным обучением: «дистанционка» предусматривает общение ученика с учителем, видеоконференции, онлайн-тестирование. Должна быть полноценная учеба, но только в удаленном режиме.
Очень сложно сельским школам, где не все учителя и школьники имеют гаджеты с доступом в интернет. И во многих городских семьях на один компьютер претендуют несколько школьников.
Трудности, с которыми столкнулась система образования
- Платформы и решения были разработаны давно и оказались не приспособлены к приходу такого количества школьников. Поэтому часть платформ упали от наплыва посетителей. Когда стали в них разбираться, выяснилось, что по содержанию эти платформы далеки от ожиданий. Так случается, когда большие решения создаются в отрыве от работы учителей-практиков.
- Учительское сообщество не готово к переходу от формата «вещание на классе» к интерактивным и электронным формам обучения, где нужен свой ритм, другие механизмы мотивации детей. Никто не вооружил учителей этим инструментарием.
3. В совершенно новую для себя ситуацию попали родители и школьники. Выяснилось, что дети не умеют планировать свой день, не умеют расставлять приоритеты в занятиях.
Решения, способные спасти ситуацию
Онлайн-обучение — это неизбежность для школ и вузов. Такие знания полезны тем, кто продолжит цифровизацию школьного образования, когда необходимость в экстренных карантинных мерах пойдет на спад. Нашей стране нужны стратегические решения:
- Важно дать педагогам эффективную систему стимулов, чтобы осваивать новые решения, и обеспечить инструментарий — как именно их осваивать. Систему стимулов необходимо вырабатывать только вместе с педагогическим сообществом — на независимой площадке.
Педагогам нужно дать возможность выбирать, как и где повышать квалификацию — из числа тех сервисов, что будут соответствовать базовым критериям качества.
- Изменить модель управления в сфере образования: двигаться к тому, чтобы в ней появилась гибкость и фокус на развитие. Руководители в сфере образования должны превратиться в директоров по развитию, как в бизнесе.
- Следует наладить партнерство с рынком, находя баланс в сотрудничестве: выбирать лучшие практики, проекты, платформы. Если дети наш главный приоритет, то нужно обеспечить их лучшими решениями, получившими признание рынка.
Мы надеемся, что завтра всё-таки будет лучше, чем вчера и онлайн обучение займет достойное место в системе школьного образования.