Россия сорвала план Абу-Даби связать Турцию в Сирии и отвлечь ее от битвы за Триполи
Ближневосточное агентство сообщило, что наследный принц Абу-Даби Мухаммед бен Заид предпринимает энергичные и настойчивые попытки заставить президента Сирии Башара Асада нарушить перемирие с поддерживаемыми Турцией боевиками в провинции Идлиб.
За несколько дней до того, как соглашение о прекращении огня было заключено на встрече в Кремле 5 марта, наследный принц направил Али Аль-Шамси и советника по национальной безопасности Тахнуна бен Зайда в Дамаск для переговоров о сделке с Асадом.
По данным источников, знакомых с планом Мухаммеда бен Заида, наследный принц согласился заплатить Асаду $3 млрд за возобновление наступления на Идлиб, последний оплот боевиков, $1 млрд из которых должен был быть выплачен до конца марта. К тому времени, когда было объявлено о прекращении огня, авансом уже были выплачены $250 млн.
Сделка была заключена в строжайшей тайне. Абу-Даби был особенно обеспокоен тем, чтобы американцы об этом ничего не узнали. Вашингтон поддержал усилия турецких военных по противостоянию силам Асада в Идлибе и уже ранее уже выразил свое недовольство по поводу разморозки в октябре $700 млн иранских активов.
Один высокопоставленный источник сказал Ближневосточному агентству:
"Во время столкновений в Идлибе Аль-Шамси встретился с Башаром и попросил его не достигать соглашения с Эрдоганом о прекращении огня. Это произошло как раз перед встречей Эрдогана с Путиным. Асад ответил, что ему нужна финансовая поддержка."
"Он сказал, что Иран перестал платить, потому что у них нет наличных денег, а русские все равно не платят. Поэтому он попросил $5 млрд для прямой поддержки Сирии. Они договорились о $3 млрд, с выплатой $1 млрд до конца марта".
Когда Асад начал восстанавливать свои силы для удара по турецким позициям в Идлибе, российские военные, которые внимательно следят за передвижениями на земле Сирии, узнали об этом плане.
"Путин был в ярости".
Путин направил министра обороны Сергея Шойгу с незапланированным визитом в Дамаск, чтобы предотвратить возобновление наступления сирийским правительством.
"Послание Шойгу было предельно ясным: "Мы не хотим, чтобы вы возобновляли это наступление. Россия хочет, чтобы перемирие продолжалось.” К тому времени эмиратцы уже выплатили Дамаску $250 млн".
Высокопоставленный турецкий чиновник подтвердил, что ОАЭ сделали такое предложение сирийскому правительству:
"Все, что я могу сказать, это то, что содержание доклада соответствует действительности”.
Мухаммед бен Заид упорствовал в своих попытках заставить Асада нарушить перемирие даже после визита Шойгу: в Дамаск был доставлен второй транш из первоначального оговоренного $1 млрд.
Мотивы кронпринца платить Асаду за возобновление его наступления были двоякими:
- Во-первых, Абу-Даби хотел втянуть турецкую армию в дорогостоящую войну на северо-западе Сирии.
- Во-вторых, Мухаммед бен Заид хотел растянуть ресурсы турецкой армии и отвлечь Эрдогана от успешной защиты Триполи от войск Халифы Хафтара в Ливии, где Анкара недавно пришла на помощь правительству национального согласия.
Как только Шойгу пресек попытки Эмиратов нарушить перемирие, Мухаммед бен Заид забеспокоился, что информация о плане просочится к американцам. Он нуждался в прикрытии денег, которые уже заплатил Дамаску, и он также хотел продолжать убеждать сирийское правительство нарушить перемирие.
Наследный принц позвонил президенту в Дамаск.
"ОАЭ ничего не сказали американцам. Так что при всем этом ОАЭ стали серьезно опасаться, что новость выйдет наружу, особенно после суеты вокруг размораживания иранских активов. Именно поэтому Мухаммед бен Заид позвонил Асаду",-сказал высокопоставленный источник Ближневосточного агентства.
Затем были обнародованы новости о разговоре двух лидеров. Мухаммед бен Заид сообщил в Twitter:
"Я заверил его в поддержке ОАЭ и своей готовности помочь сирийскому народу. Гуманитарная солидарность в трудные времена вытесняет все вопросы, и Сирия и ее народ не останутся в одиночестве.”
Потепление отношений между Объединенными Арабскими Эмиратами и сирийским правительством уже некоторое время носит публичный характер. Хотя эмиратцы и поддержали оппозицию, когда в 2011 году разразилась война, в прошлом году они вновь открыли свое посольство в Дамаске.
Однако разговор между наследным принцем и сирийским президентом был больше, чем просто продолжение этой тенденции, и подозрения относительно истинного характера призыва Мухаммеда бен Заида возникли из-за его сроков.
Мухаммед бен Заид хотел создать впечатление, что его призыв был лишь солидарностью с Сирией, столкнувшейся со вспышкой коронавируса, хотя, когда они говорили, Дамаск отрицал любую вспышку эпидемии в стране.
По данным источников, главным мотивом кронпринца занять турецкую армию в Идлибе, стала ситуация в Ливии.
Годовое наступление на Триполи, проведенное поддерживаемой Хафтаром Ливийской национальной армией при поддержке ОАЭ, было остановлено размещением Анкарой беспилотных летательных аппаратов, турецких войск и протурецких сирийских наемников.
Однако для Путина, который также поддерживает Хафтара против правительства национального согласия в Триполи, стратегический союз России с Турцией превзошел все другие соображения. Более важным было поддержание режима прекращения огня в Идлибе.
Таким образом, Мухаммед бен Заид остался с большим количеством проблем в дополнении к той, от которой он так хотел избавиться.
По материалам Ближневосточного агентства новостей.