Найти тему
АудиоНатурал

Эффект присутствия

Оглавление

Рубрика «На острие иглы»

Примерно так выглядит настоящий High-End
Примерно так выглядит настоящий High-End

Для изучения внутренних механизмов строения и развития человеческого общества социологи давно изобрели такой инструмент, как сортировка людей по какому-то определенному критерию. Нас, подопытных, разделяют по гендерному признаку и по принадлежности к одной из конфессий, по уровню дохода и уровню образования, разбивают на подмножества семейных и одиночек, курящих и не выносящих даже запаха никотина. И наверняка проводились исследования, где ученые расчленяли людскую массу на тех, кто любит музыку и на остальных. В нашем конкретном случае до «остальных» нам нет дела, поговорим о тех, кто музыку любит, а если точнее, о тех, кто умеет ею наслаждаться. Поговорим об «эффекте присутствия», хотя у меня нет уверенности, что буквально все, кто ради удовольствия посещает концертные залы и стадионы, джазовые клубы и камерные прослушивания, а, в особенности те, кто вечерком располагаются с чашечкой кофе послушать домашнее стерео, знают, что это такое.

Если обобщить все, что по этому поводу сказано в энциклопедических словарях, выходит, что «эффект присутствия» или «эффект реальности» – это создание при помощи технических средств акустической картины, позволяющей слушателю ощутить себя находящимся на месте события. Давайте теперь переведем сие высоконаучное определение на человеческий язык. Вы садитесь напротив аудиосистемы, включаете, скажем, «Времена года» великого Антонио Вивальди, закрываете глаза и с первых же тактов с удивлением начинаете сознавать, что перед вами не ящики, набитые заумной электроникой, а живой оркестр, состоящий из живых музыкантов, виртуозно владеющих настоящими, рукотворными инструментами. Сомневаюсь, что подавляющее большинство меломанов, хоть раз испытывало что-либо подобное.

Тем временем, еще в 1958 г. компания Western Electric построила аппарат Westrex, который позволял нарезать двухканальные мастер-диски необходимые для производства стереофонических грампластинок, и перед производителями виниловых дисков открылась захватывающая перспектива тиражирования стереофонических записей.

Аппарат для нарезания двухканальных мастер-дисков компании Neumann, 60-е годы.
Аппарат для нарезания двухканальных мастер-дисков компании Neumann, 60-е годы.

С самого начала качество и, в особенности, объемность звучания стереопластинок произвели огромное впечатление на слушателей, хотя и сам материал, из которого они изготавливались – сополимер винилхлорида и винилацетата – был шумноват, и проигрыватели далеки от совершенства. Однако отрасль быстро прогрессировала, и уже к середине 60-х гг. на прилавках специализированных магазинов можно было встретить первоклассные стереоальбомы классической, популярной, джазовой музыки и, разумеется, агрессивных композиций новомодных рок-групп. Одновременно на стендах с радиотехникой расположились великолепные проигрыватели, оснащенные прецизионными, почти бесшумными двигателями и электромагнитными головками, которые выдавали превосходный сигнал, при этом их алмазные иглы благодаря сравнительно небольшой прижимной силе не оказывали разрушающего действия на столь нежные дорожки.

Thorens TD-124 – один из лучших проигрывателей грампластинок своего времени. Выпущенный в конце 50-х годов прошлого века, этот аппарат высоко ценится меломанами и сегодня.
Thorens TD-124 – один из лучших проигрывателей грампластинок своего времени. Выпущенный в конце 50-х годов прошлого века, этот аппарат высоко ценится меломанами и сегодня.

О проигрывателях грампластинок или «вертушках» я буду рассказывать в следующих материалах рубрики «На острие иглы», а о виниловых дисках – в рубриках «Свежие релизы» и «Виниловый погребок».

-4

Если интересно – подписывайтесь!

Рубрика "На острие иглы". Почему винил?

Рубрика "На острие иглы". Стереосистема. Правила и исключения. Часть 1