В ноябре 2019 года в Париже на аукционе за 780 тысяч евро была продана крошечная рукописная книжечка, размером 3,5Х6,5 сантиметров с рассказами одной из сестер Бронте - Шарлотты.
780 тысяч евро... 683 тысячи фунтов. Если бы семья Бронте получила хотя бы тысячную часть этих денег, всё могло бы сложиться совершенно иначе.
В небогатой семье священника Патрика Бронте было шестеро детей, родившихся с 1814 по 1820 год, и это недвусмысленно говорит, что святой отец не особо увлекался умерщвлением плоти. Возможно, их было бы и больше, но через полтора года после рождения последней дочери Мэри Бронте, его жена и мать всех его детей, чье здоровье было расстроено постоянными беременностями и родами, умерла, оставив пятерых дочерей и единственного сына без матери, на попечение отца.
Нет, Патрик Бронте не был жестоким человеком, он по-своему заботился о своих детях, разрешил им пользоваться семейной библиотекой, даже поддерживал их увлечение литературой. Просто он был законченным эгоистом, дети мешали ему, их шумные игры его раздражали. Такой факт - едва дождавшись окончания траура, прикрываясь легендой о том, что детям необходима мать, преподобный Патрик предложил вакантное место миссис Бронте трем дамам, которых он счел достойными его руки и сердца. Ни одна из них не захотела повторить судьбу бедняжки миссис Бронте, и достойному джентльмену пришлось прожить остаток жизни в одиночестве, вымещая на детях свой неуживчивый и раздражительный характер. Элизабет Гаскелл, английская писательница, подруга и первый биограф Шарлотты Бронте так отозвалась об отце семейства: «Это дикарь в рясе, которого нужно было вывести в сад и пристрелить».
Ещё во время болезни Мэри Бронте ухаживать за ней приехала Элизабет Бренуэлл, её незамужняя старшая сестра. Первоначально она собиралась остаться ненадолго, но судьба распорядилась так, что "тетушка Элизабет" осталась со своими племянницами на долгие годы и прожила в семье 21 год, до самой своей смерти в 1841 году. Она взяла на себя воспитание пасторских дочерей и не только обучила племянниц вышиванию и ведению домашнего хозяйства, что считалось необходимыми умениями для молодых леди, но и оказала им хорошую финансовую поддержку, благодаря которой Шарлотта и Энн смогли немного поучиться за границей.
"Тетушка Элизабет" была суховатой и сдержанной, как и подобает образцовой викторианской леди, но великодушной и справедливой. А материнскую ласку и материнскую строгость дети получили от простой женщины, Табиты Экройд, Тэбби, как называли её дети. Тэбби была кухаркой в доме пастора и великолепной рассказчицей. Её истории служили неиссякаемым источником вдохновения для юных Бронте. Её изображения, по понятным причинам, не сохранилось, но, поскольку она послужила прототипом добрых женщин из простонародья сразу в нескольких романах, то вот такой её увидели создатели фильма "Грозовой перевал" по роману Эмили Бронте:
Дети так её любили, что, когда Тэбби в старости сломала ногу, и её хотели отправить на попечение её сестры, девочки отказывались от еды до тех пор, пока преподобный Патрик не отменил свое решение. Но это случилось гораздо позже, а пока юные Бронте воспитываются как добрые пуритане, без поблажек и баловства. Пища была спартанской настолько, что появление на столе мяса заносилось в дневник как праздничное событие, одевали их только в темные одежды. Дом семьи стоял прямо на кладбище, и из окон были видны только могилы.
В солнечные дни этот пейзаж мог показаться пасторальным и навевающим покой, но Йоркшир никогда не баловал своих жителей солнечными днями. Дети гуляли на вересковых пустошах, продуваемыми всеми ветрами, и никогда не отличались крепким здоровьем. Средства семьи были крайне ограниченны, но при всем этом их отец, увлекавшийся политикой, выписывал несколько газет и журналов, что было совсем не дешевым удовольствием в то время, впрочем, как и сейчас.
Так воспитывались юные Бронте - рассказами кухарки и политическими газетами. Даже Патрик Бронте понимал, что необходимо что-то предпринять (к слову, сам он был хорошо образованным человеком, окончившим Кембридж, хоть и происходил из неграмотной ирландской семьи) и старших девочек - Марию, Элизабет, Шарлотту и Эмили - отправили в благотворительную школу для девочек из семей бедного духовенства.
Эта школа стала самым страшным воспоминанием в жизни пансионерок: холод, голод, издевательства, телесные наказания, унижения и лицемерные речи директора школы Коуэн-Бридж, мистера Уилсона. Мистер Уилсон был убежден (и не скрывал своих убеждений), что, чем раньше умрет ребенок, тем он счастливее, потому что в этом случае он попадет в рай безгрешным ангелом. Об ужасах английских частных школ XIX века написаны сотни книг, и мы предлагаем вам узнать о них из первых рук - впечатления о школе остались с сестричками Бронте навечно, и маленькая Джен Эйр, героиня одноименного романа Шарлотты Бронте, рассказывает о ней с беспощадной правдивостью и ненавистью.
Именно условия жизни в школе стали причиной смерти в 1825 году двух старших сестер - Марии и Элизабет, не доживших и до десяти лет, и безнадежно подорванного здоровья Шарлотты и Эмили. Но возвращение домой не решало вопроса образования дочерей, и, хотя с сыном, Патриком Бренуэллом, Патрик-старший занимался сам, то на дочерей его терпения уже не хватало. А образование было необходимо - ведь только возможность стать гувернанткой могла обеспечить девушек куском хлеба в случае, если отец не сможет (или не захочет) их содержать. Но решился этот вопрос только через шесть лет, в 1831 году, а пока четверо оставшихся в живых детей, как умеют, заполняют свои дни.
Сейчас дети просто уткнулись бы в гаджеты, и обо всем забыли, но до изобретения смартфонов было ещё пару веков, хотя создавать виртуальную реальность люди умели с тех самых пор, когда потеряли хвост и приобрели сложные нейронные цепи в мозге, отвечающие за воображение - единственное, что отличает нас от животных. Оставшиеся в живых Шарлотта, Эмили, Энн и Патрик, не просто тихонько играют, чтобы не мешать раздражительному отцу, а создают целый мир - Ангрию, вымышленную английскую колонию на юге Африки. И этот выдуманный мир тщательно фиксируется на страницах маленьких блокнотов, именно тех, о которых шла речь в начале. На страницах этих блокнотиков бушуют нешуточные страсти: создаются и рушатся государства, герои любят и страдают, коварно предают и жертвуют собой, любят и ненавидят. И, видимо, не так уж беспомощны были эти литературные пробы пера, раз они были опубликованы.
Но печальное финансовое положение семьи по-прежнему требовало, чтобы девочки получили образование и смогли зарабатывать на жизнь сами. Помощь крестной позволила Шарлотте попасть в школу Маргарет Вулер, которая резко отличалась от кошмарного пансионата Коуэн-Бридж. В этой же школе Шарлотта осталась работать учительницей и обрела хороших подруг. Эту же школу закончила и Энн, и именно благодаря полученному образованию она смогла устроиться гувернанткой в состоятельную семью.
Жизнь гувернантки в викторианской Англии была очень несладкой. Во-первых, неопределенный социальный статус: по происхождению и образованию она была выше обычной прислуги (а иногда и своих нанимателей), но при этом полностью зависела от последних, из-за чего её положение было весьма неопределенным . Даже питалась гувернантка, как правило, отдельно, в детской. Её жалование не сильно отличалось от жалования квалифицированной горничной, но требования к ней предъявлялись очень высокие: она должна была быть образованной, но знать свое место; обладать прекрасными манерами, но не казаться воспитаннее своих работодателей; быть привлекательной, но без единой капли сексуальности; на свое небольшое жалование она должна была одеваться скромно, но достойно; угождать всем домочадцам, но держаться подальше от хозяина дома и взрослых сыновей. Терпеть выходки дурно воспитанных детей, истерики хозяйки, приставания хозяина, насмешки слуг... Об охране труда, естественно, тогда никто не задумывался, поэтому рабочий день бедняжки был ничем не ограничен, а в семьях среднего достатка она к тому же выполняла обязанности няни, занималась рукоделием, была компаньонкой при престарелых членах семьи. Словом, мы уверены, никто не захотел бы такой участи для своей дочери.
Все эти прелести сполна хлебнула младшая Бронте, Энн. В своем романе "Агнес Грей", во многом автобиографическом, она детально описывает все неприглядные подробности жизни гувернантки, только в одном отступая от правды - её героиня в конце выходит замуж за достойного человека, но её самой так не повезло. Но это будет намного позднее, а пока сестры Бронте мужественно сражаются с обстоятельствами, а неласковая судьба подбрасывает им всё новые испытания.
На этот раз проблем добавил их брат, Патрик Бренуэлл. На него, как на единственного сына в семье, отец возлагал большие надежды. Мальчик, как и все дети Бронте, был очень талантливым, он вместе с сестрами пробовал себя в литературе, а также увлекался живописью. Самой известной его работой стал портрет сестер.
Вначале на портрете присутствовал и сам Патрик, но потом по неизвестным причинам он уничтожил свое изображение (справа - реконструкция, сделанная уже в XX веке. Нам, избалованным зрителям, этот портрет кажется совершенно непрофессиональным, портретное сходство, конечно, налицо, но не шедевр, далеко не шедевр.
Патрик был обаятельным молодым человеком, но слишком рано пристрастился к спиртному. За что бы он ни брался - везде его преследовали неудачи. На собранные с величайшим трудом деньги его отправили в Лондон учиться живописи, но он вернулся с полдороги, с рассказом об ограблении. Устроился гувернером в одну семью - его уволили без объяснения причин. Стал работать на железной дороге - уволили за растрату казенных денег. Сестра Энн, которая после долгих неудач нашла место гувернантки в хорошей семье, порекомендовала его своим работодателям, но там он не нашел ничего лучшего, чем завести роман с хозяйкой дома, которая была старше его на 15 лет, был разоблачен и изгнан из дома. Вместе с ним потеряла работу и Энн. Вместо того, чтобы хоть как-то помочь семье, он к своему увлечению алкоголем добавил опиум, заставив своих сестер пройти через все круги ада. Его поведение стало опасным и непредсказуемым, он растратил на наркотики деньги, оставленные тётушкой Бренуэлл, на которые сестры собирались открыть частную школу, и всего за три года так разрушил свое здоровье, что умер в 1948 году, с трудом дожив до 31 года.
Между тем, Шарлотта на свои деньги публикует книгу стихов, принадлежащих и ей, и сестрам под мужским псевдонимом "Братья Белл". Критика книгу приняла благосклонно, хотя продано было всего два экземпляра, и Шарлотта сделала второй шаг - предложила издателям прозу "братьев Белл". Она к тому времени написала роман "Учитель", тоже основанный на реальных событиях своей жизни, Энн заканчивала уже упомянутый роман "Агнес Грей", а Эмили писала свой знаменитый "Грозовой перевал", оцененный только в XX веке, мрачный, угнетающий, насквозь фрейдистский (хотя Фрейд тогда даже не родился). Книги сестер издателей заинтересовали, а Шарлотте было отказано в публикации с формулировкой "неувлекательно". Но Шарлотта не сдалась и в рекордные сроки написала роман "Джен Эйр". Издатель Джордж Смит прочел рукопись за ночь, немедленно отправил её в печать, и Шарлотта, что называется, "проснулась знаменитой". Вернее, знаменитым проснулся Каррер Белл, альтер-эго Шарлотты.
Казалось бы, вот он, успех, признание и любовь читающей публики, но проклятие семьи Бронте и тут проявило себя: во время болезни Бренуэлла Эмили и Энн, которые самоотверженно ухаживали за ним, заразились туберкулезом. В декабре 1848 года, в возрасте 30 лет скончалась Эмили. А в мае 1849-го за ней последовала 29-летняя Энн. Жизнь в Хауорте казалась Шарлотте, бесконечно любившей своих сестер и непутевого братца, по её собственным словам, "Долиной теней".
В декабре 1852 года Шарлотта получает предложение руки и сердца от викария (второго священника прихода) своего отца, Артура Белла Николлса. Отец Шарлотты был против этого союза, отчасти потому, что считал дочь слишком болезненной чтобы выносить ребенка и родить его без ужасных последствий, и, чтобы не огорчать отца, Шарлотта отказала Артуру. Несмотря на это, Белл Николлс не сдавался, и продолжал ухаживания, и в конце концов пара поженилась 29 июня 1854 года.
Был ли брак счастливым, сейчас судить невозможно, но он был очень коротким, - через девять месяцев, 31 марта 1855 года, Шарлотта умерла в возрасте тридцати восьми лет, то ли из-за осложнений беременности, то ли из-за туберкулеза. Артур Николс пережил свою жену на 51 год, и умер в глубокой старости. Он ухаживал за стариком Бронте до самой его смерти в 1861 году, его не коснулось проклятие этой злосчастной семьи.
Сестры Бронте не знали любви и счастья в этой жизни, но после смерти слава нашла их. Миллионы людей читают и перечитывают их книги, пронзительные, противоречивые и в то же время невероятно цельные. По-прежнему тайна семьи Бронте волнует умы и сердца людей, по-прежнему выходят книги Шарлотты, Эмили и Энн, по-прежнему мы хотим понять, что же скрыто за судьбами этих женщин - обычные житейские обстоятельства или всё-таки некое необъяснимое сочетание проклятия и дара Божьего…