Найти в Дзене
константин

Адмирал Кузнецов

В 2017 году единственный авианесущий крейсер российского флота «Адмирал Кузнецов» встал на долгосрочный капитальный ремонт, в ходе которого корабль буквально преследуют различные несчастья. 30 октября 2018 года затонул плавучий док ПД-50, в котором проходил ремонт авианосец. При этом этот док был единственным сооружением, которое могло вместить корабль подобного класса. Несмотря на то, что в ходе катастрофы дока «Кузнецов» получил достаточно умеренные повреждения — в результате падения 70-тонного крана образовалась пробоина в кормовой части палубы, а также был повреждён ряд прилегающих к месту падания подпалубных помещений — сроки ремонта авианосца сильно сдвинулись. Наконец, 12 декабря 2019 года на корабле произошёл крупный пожар — в результате попадания во время сварочных работ искры в трюм, где находился мазут. Огонь бушевал почти сутки — лишь утром 13 декабря огонь удалось полностью потушить. Однако, судя по предварительным оценкам, корабль пострадал весьма умеренно — выгорели только бытовые помещения.

Этот пожар на авианосце вызвал очень широкий резонанс в СМИ, и во множестве публикаций раздались призывы прекратить работы по ремонту авианосца и в дальнейшем списать его. В пользу такого решения высказывается мысль о том, что на ремонт корабля затрачиваются огромные средства, которые лишь существенно возрастают после чрезвычайных происшествий и в конечном счёте делают ремонт «Кузнецова» нецелесообразным. Кроме того, нередко можно услышать мнение и о том, что вся история службы «Кузнецова» в ВМФ России — лишь одно сплошное «мучение». В качестве иллюстрации этого аргумента приводится поход авианосца к берегам Сирии в 2016 году, одним из символов которого стал обильный тёмный дым, а также лётные происшествия, в которых было потеряно два самолёта. Попробуем разобраться, насколько целесообразен ремонт «Кузнецова» в современных условиях и почему корабль постоянно преследуют различные происшествия?

В чём причина низкой боеспособности «Кузнецова»?

Любой современный крупный боевой корабль является крайне сложным инженерным сооружением с сотнями, а то и тысячами различных узлов и агрегатов, не говоря уже об авианосцах, которые и вовсе являются наиболее сложными с технической точки зрения кораблями. В свою очередь это предполагает регулярное дорогостоящее обслуживание и ремонт. Так, например, авианосцы ВМС США от трети до половины своей жизни проводят на различных ремонтах — от планового ремонта до капитального ремонта с перезарядкой атомных реакторов, заменой и модернизацией различных систем (например, катапульт или каких-то элементов силовой установки). Однако, в отличие от зарубежных авианосцев, «Адмирал Кузнецов» с момента начала своей службы в ВМФ России эксплуатировался исключительно в крайне жёстких условиях. Адекватной инфраструктуры базирования для авианосца на Севере так и не было создано (эта проблема на Северном и Тихоокеанском флотах до распада СССР так и не была решена), что вынуждало использовать для обеспечения корабля электроэнергией и теплом собственную силовую установку. В совокупности с фактическим отсутствием адекватных средств на содержание корабля в 1990-е годы это привело к стремительному истощению ресурса как силовой установки, так и большинства других элементов корабля. В дальнейшем, несмотря на то, что техническое состояние корабля улучшилось, «Адмирал Кузнецов» так и не прошёл ни одного капитального ремонта. Дело ограничивалось либо средним ремонтом, либо ремонтом по восстановлению технической готовности (ВТГ). Более того, вопрос необходимости капитального ремонта остро встал ещё в начале 2010-х годов, но военно-политическая обстановка не позволяла к нему приступить — корабль совершил две боевые службы в Средиземном море в 2013 и 2015 году. То, что в этих условиях «Кузнецов» успешно совершал все боевые службы и выполнял все поставленные в ходе них задачи, скорее является свидетельством высокого «запаса прочности» корабля и его надёжности.