Найти тему
Кирилл Козвонин

Четыре важных точки приложения усилий при организации процесса обучения.

В процессе организации процессов обучения как взрослых, так и подростков, я выявил для себя четыре очень важных точки приложения усилий. Обнаружил, что если упускается любой из этих аспектов, то обучение начинает терять эффективность или вообще сходит на нет. Как всегда, сразу отмечаю, что разработанные и используемые мною методы не претендуют на абсолютно научную точность и обоснованность, а сложились в результате моей практической работы в качестве тренера, репетитора, учителя по ряду школьных предметов ( алгебра, геометрия, физика, химия ). Хотя в дальнейшем выяснилось, что методология дала результаты и для изучения других наук. Далее каждый аспект приобрел расширение и большую детализацию, но в рамках этой статьи мы рассмотрим только ключевые, главные идеи.

Итак, первой точкой приложения усилий является сама наука и метод ее изучения. Здесь следует обратить внимание на фундаментальные идеи данной науки, методологию, словарь терминов. В последнее время этот аспект значительно уменьшили в пользу второго аспекта (практики). Но слабость теоретической базы приводит к "стеклянным потолкам" в освоении более сложных аспектов предмета. Это, кстати, сейчас очень сильно заметно в школьной программе. Если задание становится чуть более сложным или отступающим от привычной схемы, то сразу начинает вызывать сложность у учащихся.

Вторым важным аспектом является практическое приложение в жизни, то есть умение применить знания и опыт в процессе жизни. На первый взгляд, сейчас именно этому аспекту стали уделять больше внимания, но не обходится без нюансов. Из-за необоснованной перегруженности программ лишним материалом и урезанных часов, на деле это оборачивается недостаточностью времени для формирования устойчивых навыков. Получается, что учили, но недоучили. А это еще хуже, так как создает неуверенность у учащегося.

Третьей точкой приложения усилий является смысловое наполнение изучаемого предмета. Распространенной ситуацией является полное падение интереса к предмету, если нет общей картины. Учащийся не понимает, почему это вообще нужно изучать? И появление смысловой картины, когда и почему люди стали вести деятельность в этой области порождает интерес к изучению данного предмета. Какая потребность, появившийся у людей, привела к более глубокому исследованию в данной области. Какие общечеловеческие ценности и смыслы заложены в данной области науки и какую пользу несет изучение и развитие знаний? Какие новые направления рождены этой наукой? Ответы на эти вопросы и ясность в области смыслов дает объем в восприятии и настоящий, истинный интерес при изучении.

Четвертой точкой нашего внимания, очень популярной в последнее время, является собственная личная мотивация в обучении. Вокруг это темы возникло очень много манипуляций и преувеличений. Дошло даже до формулировки «вокруг полно хорошо мотивированных безграмотных людей». В этой области приложения наших усилий ключевое значение имеет создание системы личных аргументов и мотивов обучения. Ключевой ошибкой в этой области является попытка предлагать всем одни и те же способы мотивации, что, конечно же, не даст результатов.
В последующих статьях, мы с вами подробно разберем каждый из аспектов, а также расскажем о приемах практического применения.