Для начала просто посмотрите эти рисунки.
Художественная монохромная графика. Рисунки, выполненные простыми карандашами на простой белой бумаге. Здесь представлены пейзажи, очень разные: есть узнаваемые виды, есть совершенно неизвестные уголки. Объединяет их то, что выполнены они одним автором.
Автор рисунков, представленных выше и которые вы по крайней мере пролистали, говорит:
- Всё произошло очень быстро. Лишь три месяца назад нарисовал первый рисунок. Друзья удивляются: «Откуда в тебе это взялось? Что-то раньше ты не был замечен в тяге к художествам.»
А мне ведь и раньше, когда стоял где-нибудь на выставке перед каким-нибудь пейзажем кисти известного художника, приходили в голову такие мысли: «Черт! Как здорово! Как им это удается? Вот бы мне так!» И я приглядывался к картинам, пытался влезть в шкуру художника, старался увидеть мир его глазами. И, действительно, я стал по-другому смотреть на деревья, дома вокруг... А внутри зарождался какой-то зуд… Попробовать самому? Но как? Я ж ничего не умею. Техника маслом – это вообще удел небожителей. Акварель? Есть картины акварелью просто гениальные в своей простоте, но… Простота эта кажущаяся. И я боялся капризов этой техники: вода, текучесть краски, сюрпризы мокрой бумаги…
А вот карандаш… С ним все проще. И есть еще одна волшебная вещь – ластик. Если что не так, можно стереть, исправить.
Попробовать? И я попробовал.
Какое это удовольствие видеть, как под твоей рукой на чистом белом листе бумаги начинают проступать контуры задуманного! Вы в детстве печатали сами фотографии с негативов в темной комнате при свете красного фонаря? Если вы принадлежите к более позднему поколению, который "щелкает" на цифру, то вы уже не поймете, а вот люди постарше помнят то волшебство, когда красном полумраке комнаты в ванночке с проявителем на фотобумаге начинает проступать изображение…
В моей технике рисунка происходит нечто подобное. Сначала твердым карандашом (1Н или НВ) легонько-легонько я набрасываю достаточно полный эскиз рисунка, чуть видимый на бумаге. Но на нем уже определена вся композиция. После этого беру в руки мягкие карандаши - 3В или даже 6В. И вот здесь уже происходит проявление рисунка, его деталей, со всеми его тонами и полутонами, тенями и оттенками… Вот где нужна уверенность руки, ее твердая мягкость и аккуратная легкость.
Меня друзья спрашивают: «Откуда ты берешь сюжеты своих рисунков? Срисовываешь наверное.»
Срисовываешь… Какое-то обидное слово. Я задумался... Художник, который на пленэре рисует пейзаж, он "срисовывает" свою картину с природы? Если да, то я тоже "срисовываю". Например, вид Оки в окрестностях Тарусы (рис. 6). Я его увидел, он мне понравился, я его сфотографировал, и позже, имея перед собою эту фотографию, как смог, отобразил карандашом на бумаге. Я "срисовал"? Или вот увидел фото Кижей в интернете, и мне захотелось нарисовать этот образ. Я срисовал? В каком-то смысле да - этот образ в виде фото был у меня перед глазами и я «срисовывал», стараясь передать гармонию форм. Так что визуальный образ (или прообраз) для "срисовывания" у меня всегда есть перед глазами.
В том разговоре с автором мне пришла на ум еще одна аналогия, которой я поделился с ним. Взять, например, певцов. Они поют чужие песни. Музыку сочинил композитор, слова сочинил поэт. Певец лишь исполняет их песню (причем разные певцы могут исполнять одну и туже песню). Но умаляет ли это искусство певца-исполнителя? Конечно, нет! И я говорю автору рисунков: «Даже если ты возьмешь уже известный сюжет для своего рисунка, это будет ТВОЙ рисунок, выполненный твоей рукой в твоей технике. К тому же ты занялся этим совсем недавно, по сути, ты только учишься. Так учись у великих по их картинам.»
Тут я остановился – мне пришла в голову интересная идея:
- Слушай! Сделай серию рисунков по известным работам известных художников. Это будет, во-первых, тебе самому полезно. Во-вторых, это же будет интересно! Да, это будет просто забавно для тех, кто их увидит - узнаваемые картины в совсем другой технике!»
- Интересная идея… Я подумаю.
< Продолжение темы: >
https://zen.yandex.ru/media/mk_various/chernoe-i-beloe-uroki-iaponskogo-5e903d8926b22d0e0e61dd44