Найти в Дзене

Когда жизнь круче любого романа: приключения Уильяма Маршала Ч.1

Часть вторая: герой турниров. Часть третья: лорд-маршал Англии. Часть четвертая: регент королевства. Безземельный рыцарь. Как известно, романтические представления о средневековом рыцарстве, бытующие в сказках и головах не шибко образованных лиц женского пола, довольно далеки от реальности. Хотя, справедливости ради, надо заметить, что и мнение будто все рыцари были просто узколобыми мясниками и злодеями также неверно. Классическое рыцарство в том виде, в котором оно сложилось к XII в. было гораздо более сложным явлением. В то время в Англии жил человек, ставший живым воплощением этого рыцарского мировоззрения. Звали его сэр Уильям Маршал, и он по праву может именоваться образцовым рыцарем Будущий сэр Уильям родился около 1146 г. в семье мелкого англо-нормандского рыцаря Джона Фиц-Гилберта Маршала и был его четвертым сыном. "История Уильяма Маршала", написанная вскоре после его смерти приводит характерный эпизод: когда сэр Джон поссорился с английским королем Стефаном Блуасским, и тот

Часть вторая: герой турниров.

Часть третья: лорд-маршал Англии.

Часть четвертая: регент королевства.

Безземельный рыцарь.

Как известно, романтические представления о средневековом рыцарстве, бытующие в сказках и головах не шибко образованных лиц женского пола, довольно далеки от реальности. Хотя, справедливости ради, надо заметить, что и мнение будто все рыцари были просто узколобыми мясниками и злодеями также неверно. Классическое рыцарство в том виде, в котором оно сложилось к XII в. было гораздо более сложным явлением. В то время в Англии жил человек, ставший живым воплощением этого рыцарского мировоззрения. Звали его сэр Уильям Маршал, и он по праву может именоваться образцовым рыцарем

Будущий сэр Уильям родился около 1146 г. в семье мелкого англо-нормандского рыцаря Джона Фиц-Гилберта Маршала и был его четвертым сыном. "История Уильяма Маршала", написанная вскоре после его смерти приводит характерный эпизод: когда сэр Джон поссорился с английским королем Стефаном Блуасским, и тот осадил его замок, маленький Уильям оказался в плену. Однако на угрозы вернуть пленника в крепость с помощью камнемета отец ответил, что у него "есть молот и наковальня, чтоб выковать еще лучшего сына" и сдаваться отказался. По счастью король своих угроз не осуществил.

Король Стефан Блуасский. Вроде бы.
Король Стефан Блуасский. Вроде бы.

Поскольку на родине четвертому сыну ничего не светило, юный Уильям был отправлен в Нормандию, где его взял в оруженосцы дальний родственник Гильом де Танкарвиль. За последующие годы Маршал научился всему, что было необходимо (ездить верхом, владеть оружием, плавать, охотиться, танцевать, петь и т.д.) и примерно в 20 лет был посвящен в рыцари. Тут как раз начался мелкий вооруженный конфликт, и новоявленный сэр Уильям впервые отправился в бой под началом Танкарвиля. В схватке он проявил себя отважным и умелым бойцом, но потерял своего боевого коня и, что еще хуже, так и не додумался взять в плен никого из побежденных им рыцарей. Т.ч. пока остальные "герои" подсчитывали, сколько выкупа они получат, молодой Маршал считал убытки. А тут и война закончилась, толком не начавшись.

К этому моменту старый Джон Фиц-Гилберт уже умер, оставив все наследство своему старшему сыну Джону II. Таким образом сэр Уильям оказался безземельным рыцарем с единственным слугой (которого, видимо, взял с собой еще отправляясь в Нормандию) и даже без коня. Ну, т.е. конь-то у него был, но скаковой. Нового боевого взять было негде. Тогда Маршал решил позаботиться о себе сам, продал полученный при посвящении плащ, купил на эти деньги вьючную лошадь и отправился "дорогой приключений". Не самое куртуазное начало, но делать нечего.

К чести сэра Уильяма, он не пошел по пути наименьшего сопротивления, кинувшись грабить прохожих (во всяком случае, не стал этим заниматься на постоянной основе), а решил попробовать свои силы в качестве турнирного бойца. Причем, в данном случае речь идет не об индивидуальной копейной сшибке (джостра), а о массовом побоище толпа на толпу (бугурт). На свой первый турнир рыцарь вышел на одолженным у Гильома де Танкарвиля коне (который был такой дикий, что считался совсем негодным) и в его же цветах.

Сэр Уильям проворачивает свой любимый турнирный прием. Здесь он уже носит свои собственные цвета.
Сэр Уильям проворачивает свой любимый турнирный прием. Здесь он уже носит свои собственные цвета.

Тут он уже вспомнил, что просто лупить всех подряд недостаточно, т.ч. моментально выдумал замечательную военную хитрость: просто хватать коня противника за уздечку и тащить на свою сторону. Уж не знаю, почему никто не огрел его в этот момент по спине, но к концу турнира находчивый Маршал разжился аж четырьмя боевыми конями. Ему это так понравилось, что весь следующий год он рубился на подобных мероприятиях. С переменным, правда, успехом, но, по крайней мере, он уже не бедствовал и начал приобретать известность.

Кстати о грабежах: рассказывают о молодом Маршале и следующую историю. Однажды он встретил на дороге беглого монаха со знатной девушкой. Те сказали, что они любят друг-друга и сбежали, чтобы жить вместе долго и счастливо. Рыцарь забрал у них кошель с деньгами и поехал себе дальше. А когда рассказал эту историю друзьям, они стали над ним смеяться, что он не догадался отобрать и коня. В общем, разбой это явно было не его.

С этим "багажом" сэр Уильям поступил на службу к своему дяде графу Солсбери, вместе с которым вскоре и отправился воевать в Аквитанию...

-3
Либо можно на карту ВТБ: 5368 2902 5087 3082