Как и во всей стране, новгородские ребята в понедельник вернулись за парты. Правда, в условиях эпидемической обстановки, не за реальные, а виртуальные. Несмотря на дистанционную форму суть процесса получения знаний не изменилась: усвоение нового материала, закрепление, проверка. О том, каковы изменившиеся на время реалии этого процесса для педагогов, учеников и их родителей, мы разбирались в деталях. Не проспать, не опоздать
Сегодня, по словам председателя комитета по образованию Великого Новгорода Ирины Шанаевой, все школы областного центра стараются работать в дистанционном режиме. Большинство педагогов прошли обучение, школы и гимназии подключены к популярным электронным платформам. В их числе – Учи.ру, ЯКласс, Российская Электронная Школа, Яндекс. Учебник, Новая Школа.
Современные технологии большинству новгородских гимназий и школ были знакомы и ранее, – педагоги уже вносили данные об успеваемости в электронные дневники, работали с электронными досками. Словом, для многих образовательных учреждений переход на дистанционное обучение катастрофой не стал.
Директор школы №4 Великого Новгорода Ирина Вейкова отмечает: на время сложившейся эпидобстановки ни один из предметов не будет исключен из учебных планов каждой ступени общего образования. Для преподавания дисциплин, не предусмотренных теми или иными платформами, учителя будут применять другие электронные ресурсы и альтернативные методы.
Каждый педагог этой школы самостоятельно конструирует ход занятия с учетом возможностей платформ и выбранных инструментов взаимодействия с ребятами. При работе на дистанционных площадках ученикам доступна мгновенная обратная связь: результат в баллах высвечивается сразу по завершении работы. Имеет место также контакт с учителем в виде текстовых или аудиорецензий на работы учащихся, устных онлайн-консультаций. Неотъемлемая часть обучения также – трансляции в соцсетях и видеоконференции через сервисы Skype и Zoom.
Учебный день школьника, как и прежде, строится по расписанию. Урок сокращен до 30 минут. Проспать виртуальное занятие или пропустить его часть, опоздав, не получится. Никуда не денутся и проверочные с контрольными, – изменится лишь формат. Безусловный плюс: электронные ресурсы позволят сделать проверку усвоенного материала максимально эффективной. Здесь, подчеркивает Ирина Юрьевна, как никогда важны навыки самоконтроля. Вместе с тем, педагоги на каждом этапе готовы оказать поддержку.
Вызов или возможность
С организацией дистанционного обучения связано немало проблем. Это и лимит времени для перехода на новый формат, и психологические трудности, которые естественным образом возникают у детей, их родителей и педагогического коллектива, и недостаточное материальное оснащение.
Очевидно, что не все ученики имеют возможность полностью погрузиться в процесс учебы дома. Не у всех элементарно есть компьютеры и высокоскоростной интернет. Такие нюансы учителя школы стараются учитывать. И в подобных случаях классный руководитель старается быть связующим звеном между учителями-предметниками и детьми.
– Все вместе мы продумываем наиболее эффективные формы работы, и у каждого педагога есть несколько вариантов для дистанционного взаимодействия в соответствии с техническими возможностями учеников, – говорит директор школы №4. – Что касается психологических трудностей, то мы для себя сформулировали следующее правило: как бы трудно ни было, мы должны относиться к сложившейся ситуации как к новой возможности. Например, сейчас дети интересуются гаджетами, и мы используем компьютеры и смартфоны в учебном процессе.
Живым, понятным языком
В школе №36 им. Г. Р. Державина решили задействовать несколько путей и помимо работы с платформами ребятам предлагают заглядывать на видеохостинг YouTube, где создан канал учебного заведения. Здесь разместятся записи лекций, а также будут проходить онлайн-трансляции (или стримы) занятий.
– Урок не должен быть скучной лекцией. Для этого учителям нужно немного стать блогерами, – начать преподносить знания в доступной для ребят форме. Как сделать такой контент по-настоящему цепляющим, вовлекающим в учебный процесс, – это уже станет ясно в ходе работы, – считает заместитель директора по информатизации Евгения Куликова. О создании школьного YouTube-канала педагоги думали давно. Теперь же к воплощению и развитию идеи подтолкнула сама ситуация.
В целом, отмечает Евгения Викторовна, для дистанционного обучения школьников сегодня доступно много ресурсов. В ближайшее время предстоит систематизировать все подходы и выбрать наиболее эффективные инструменты. Сложившиеся условия новы для ребят не меньше, чем для взрослых. А потому, помимо основной задачи, учителя также должны будут направлять своих воспитанников, помогать им отделять зерна достоверной информации от плевел.
А чтобы форма дистанционного обучения не перетекала в самообразование, раз в неделю каждый учитель должен не только преподнести новый материал, но также дать подробный комментарий по своему уроку, организовать взаимодействие с ребятами. Ученикам же вместе с их родителями нужно четко понимать, что каникулы закончились, и занятия идут по расписанию.
Бесконтактная стратегия
Для преподавателя хореографии, педагога допобразования школы Ирины Валгонен главный минус перехода на дистанционку – бесконтактность.
– Решать эту проблему будем с помощью видеоматериалов. По снятым и выгруженным в сеть роликам дети будут учить новые движения. А проверять будем, получая от них видеоотчеты. Уроки планируем размещать на Дневник.ру. А ответы ребята могут присылать кому как удобно: через мессенджеры или соцсети, – поделилась тактикой педагог.
В некотором смысле, считает она, нагрузки для учителей прибавилось. Ранее программой было предусмотрено 10 часов хореографии в неделю, на одном занятии оттачивали грацию и пластику в среднем более 30 ребят. В изменившихся условиях записывать материал придется от силы раз-два в неделю. А вот поддерживать обратную связь с таким количеством учеников – постоянно, что займет немало времени, даже если дети будут присылать ролики длительностью в пару минут.
Возможно, в процессе станет ясно, как лучше организовать обучение юных поклонников танца. А пока Ирина Валгонен в пустом зале хореографического класса демонстрирует позиции, вращения и прыжки объективу камеры.
Проблема единства
В арсенале дистанционных инструментов 36-й школы также предусмотрены онлайн-трансляции. Они, по сути, призваны стать альтернативой посещению реального урока. Не подключился намеренно – получи «н» в журнале. В завершении такого урока учитель даст задание, выполнить которое нужно в срок.
По мнению директора школы №36 Светланы Матвеевой, главная задача при организации дистанционного обучения: сделать так, чтобы каждый учитель и каждый ученик могли свободно работать, невзирая на смену локации. Трудность же одна – нет единой платформы, ребенку приходится переходить с одной на другую, а на каждой из задействованных в учебе электронных площадок разнятся интерфейсы, системы регистрации и авторизации.
– Самое главное переживание, конечно же, за будущих выпускников. В основном все темы к этому времени года уже изучены. И здесь встает вопрос самоорганизации ребят. Вместе с тем сегодня им доступны платформы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Учителя в дистанционном режиме работают индивидуально с учениками девятых и одиннадцатых классов, – рассказала Светлана Борисовна.
Инструмент на перспективу
Пока новгородские школьники столкнулись с другой проблемой – сбоем в работе сайтов для дистанционного обучения.
– За эту неделю система будет отлажена. Пока идет процесс настройки, мы попросили педагогов использовать ресурсы, которые работают. Домашние задания можно давать через соцсети и мессенджеры, – контакт прерываться не должен. Сбои в работе платформ – это проблема всей страны, ресурсы просто перегружены. Разработчики бросили все силы на то, чтобы расширить пропускную способность сайтов, – сообщила на недавней пресс-конференции, посвященной дистанционному обучению в период эпидемии, министр образования региона Евгения Серебрякова.
Чтобы обучение на время карантина проходило эффективно, нельзя исключать живое общение с классами. Поэтому в министерстве разработали методические рекомендации для всех школ региона. Минимум один раз в день педагогам начальных классов рекомендуют общаться онлайн со своими учениками. А для учащихся 5 – 11 классов по каждому предмету предполагается проводить минимум один онлайн-урок в неделю.
В общих чертах будни школьников разительно не изменятся на время эпидемии, меняется лишь локация и инструменты познания. В сложившихся условиях, отмечает заместитель председателя комитета по образованию администрации Великого Новгорода Марина Воробьева, дистанционное обучение – самый актуальный вариант, который позволит ребятам не отстать по программе. В дальнейшем же такая форма может гармонично встроиться в образовательный процесс, став еще одним эффективным инструментом.
Ксения ПУГАЧ
Анна ЩЕЛКАНОВА (фото)