Найти тему
Письма с юга

Наедине с ребёнком. Почему наше воспитание терпит крах?

Размышления мамы с 21-ти однолетним стажем и педагога с 23-х летним стажем.

Сейчас многие оказались в ситуации,когда оставаться дома вместе со своими детьми становится сущей пыткой. Почему это происходит?

Недавно по ТВ показывали репортаж,как родители,работающие на удалёнке, не справляются со своим чадом, потому что он постоянно требует их внимания. Согласитесь,это немного странно. Мы с вами,дорогие мои, стали для наших детей некими аниматорами в режиме 24 часов в сутки. Но так быть не должно! Занятия взрослых на первом месте! И вообще: старшие члены семьи на первом и главном месте, младшие потом. Но так было раньше. Сейчас все наоборот. Я всё чаще сталкиваюсь с тем, что тема "мама занята" работает лишь при маникюре и разговорах по телефону. Но ребёнок же не дурак! Он же понимает, что эта ерунда и "занята"-из разных областей.

Вообще,если хотите каких-то успехов в воспитании , запомните: ребёнок должен уметь занять себя сам на протяжении 1-2-х часов абсолютно спокойно. И это не должны быть мультики или онлайн -игры. Это могут быть книги, аудиосказки, любимые игрушки, которым сам малыш придумывает разные интересные приключения. Далее. Даже если вы освободились,это не значит, что вы сию минуту должны скакать конём и развлекать своё чадо, что есть силы. Это время для спокойной беседы,в ходе которой малыш может почерпнуть какие-то интересующие его сведения об окружающем мире.

В ходе некоторых исторических и социальных событий ребёнок в семье стал неким божеством,около которого вьются все члены семьи,включая больных,старых и немощных. Возникает очень много проблем.

Мне хотелось бы напомнить, что так было не всегда. Расскажу о некоторых рекомендациях по воспитанию детей, общепринятых в 50-70-е годы. Выдержки из книги "Домоводство" 1959г.

-2

1. "Отец и мать воспитывают детей не только словом, убеждением, но и личным примером, своим поведением. Родители влияют на детей в то время, когда они только вступают в жизнь и впервые начинают познавать окружающий мир. Поэтому воспитательное воздействие родителей бывает особенно сильным. "

Сразу хочу обратить внимание на эту цитату. Скажите, только честно, вы никогда не ругаетесь матом при своём ребёнке? Никогда не бранитесь между собой при нём? Я думаю, ответ очевиден.

2." Пример и авторитет старших. Маленькие дети стараются подражать окружающим их взрослым людям. Объясняется это тем, что у них еще нет достаточных знаний и жизненного опыта. Они не всегда могут самостоятельно разобраться в том, что хорошо и что плохо. В силу этого они и стараются подражать взрослым и в первую очередь родителям.
      А поэтому поведение родителей — важнейшее средство воспитания детей в семье. Если родители стремятся воспитать детей правдивыми и честными, а сами в их присутствии говорят неправду, то эффективность их воспитательного воздействия значительно снизится. Если отец и мать стараются воспитать у детей дисциплинированность и организованность, вежливость и уважение к старшим, а сами не обладают такими качествами, их воспитательная работа не даст нужных результатов.
      Родители иногда не замечают, какое воспитательное влияние оказывают они на детей своим поведением. Между тем они воспитывают их каждый день, каждый час, каждую минуту. Даже самый обычный разговор родителей и старших, который они ведут в присутствии детей, действует на характер и умственное развитие детей. "

3. "Слаженность и организованность семейного коллектива являются важным условием правильного воспитания детей в семье. Когда отношения между родителями основаны на чувстве любви и взаимного уважения, у детей вырабатывается и развивается чувство товарищеской взаимопомощи. Они приучаются сочетать личные интересы с интересами других членов семьи, а впоследствии и с интересами всего советского общества. "

Здесь комментарии,как говорится, излишни. Личные интересы ребёнка возносятся до недостижимых высот. Это сейчас.

4." Для воспитания у детей дисциплинированности следует на конкретных примерах убеждать их в необходимости дисциплины в труде и в повседневной жизни. "

Слово "дисциплина",к сожалению,навсегда ушло из жизненно-бытового обихода современного человека. А жаль! Нашим детям так её не хватает!

-3

5." Очень хорошо, если родители в целях патриотического воспитания своих детей посещают с ними музеи, выставки, организуют с детьми прогулки но городу и экскурсии в природу, знакомят их с историческими памятниками, связанными с революционным прошлым. Все это помогает воспитанию у детей любви к своему родному району, краю."

6." Главное в воспитании детей заключается не в разговорах с ними, а в правильной организации жизни семьи, в организации личной и общественной жизни самих родителей. Так, например, недостаточно рассказать детям о значении дружбы. Надо, чтобы дети постоянно наблюдали дружеские взаимоотношения старших в семье.
      Большинство родителей воспитывает детей своим отношением к труду: они работают так, чтобы дети могли гордиться ими. "

Да....У нас понятие труд ушло. Появилось понятие "заработок". А это,согласитесь, разные вещи.

7."Дети заимствуют у своих родителей, у старших братьев и сестер привычки и правила поведения, подражают их манерам и характеру. Поэтому если в семье царят грубость и невнимательность в отношениях между старшими, то и дети вырастают грубыми и невнимательными.
      Особенно отрицательно сказываются на воспитании детей пережитки прошлого, от которых не освободились еще многие родители, До сих пор в нашем быту мы сталкиваемся с такими пороками и пережитками, как грубость, сквернословие, пьянство, суеверие и др.
      Воспитательная сила личного примера родителей и вообще взрослых во многом зависит от их авторитета. Чем выше авторитет взрослых в глазах детей, тем сильнее влияют они на характер и поведение ребенка.
      Труд — основа воспитания. "

Это из области фантастики. Сейчас всё наоборот.

8. "Подарки детям надо делать без предварительной договоренности, они должны быть неожиданной радостью для них. В первую очередь нужно дарить детям игрушки, книги, коньки, лыжи и другие предметы, которые помогают умственному и физическому развитию детей. Поощрения всегда должны быть заслуженными. Некоторые родители злоупотребляют этим методом воспитания и за каждое даже незначительное достижение осыпают детей похвалами и наградами. Это приводит к тому, что дети перестают ценить поощрения, привыкают к ним.
      Очень вредно дарить детям деньги или заключать с ними сделки о премировании деньгами за хорошие отметки. Например, получил школьник пятерку — родители выдают ему за это определенную сумму денег. Дети должны помнить, что учеба — это первейшая обязанность школьников, которую они должны добросовестно выполнять. "

У них сейчас только права и никаких обязанностей!

9." Отсутствие требовательности и контроля за поведением детей приводит к появлению среди нашей молодежи бездельников и тунеядцев, стремящихся жить легко и беззаботно, за счет других и прежде всего за счет родителей. Удовлетворяя каждое желание своего ребенка, родители изнеживают и балуют его, не приучают к труду, к ответственности за свои поступки. "

Но это же ребёнок! Скажем мы,забывая, что дети очень быстро растут!

10. "Особенно важно, чтобы родители были в тесном контакте с учителем, классным руководителем, советовались с ними и действовали едино. «Сделал одну ошибку в диктанте, а поставили мне тройку — придирается учительница», — жаловался Коля. Просмотрев тетрадь сына, отец строго сказал: «За такую грязную работу больше тройки поставить нельзя». Отец Коли поступил правильно. Он поддержал авторитет учительницы. Надо воспитывать у детей уважение к школе, к самоотверженному и благородному труду педагогов. "

У нас чаще ругают и критикуют учителей. И это при детях. А потом учёба вниз катится, а мы разводим руками: вроде в начальной школе отличником был. Но в начальной школе мы не говорили: "Да как могла Марья Ивановна повысить на тебя голос! Пойду к директору". МЫ, советские дети, боялись сказать, что учитель нас за что-то ругал. Получили бы ещё больше от родителей. А сейчас всё наоборот.

11." Надо с малых лет учить детей вежливо обращаться с просьбой и благодарить за оказанную помощь, не повышать голоса при разговоре со взрослыми, уметь внимательно выслушивать собеседника, не перебивать его, помогать взрослым в их работе, стараться сделать полезное дело для родных, знакомых, товарищей, для коллектива."

-4

12. "Одним из признаков культурности человека является скромность. Чем культурнее человек, тем он скромнее, тем меньше в нем высокомерия и зазнайства. Некультурный человек обычно чванлив и высокомерен. Он не считается с окружающими. К сожалению, у некоторых детей иногда появляются зазнайство и хвастовство. Успехи в учении, в спорте кружат им голову, и они начинают с пренебрежением относиться к своим товарищам. "

Скромность сейчас вообще вышла из нравственных категорий для оценки личности. Даже в маленьких девочках поощряют "Смелость", что на самом деле является развязностью и невоспитанностью.

13." Воспитание у детей навыков культурного поведения предполагает также приучение их к сдержанности. Сдержанность — это умение владеть собой, умение согласовать свое поведение с интересами окружающих людей. С малых лет надо приучать детей не проявлять своей радости, огорчения или негодования очень шумно. От детей старшего и среднего возраста нужно требовать, чтобы в споре с товарищами они не горячились, а спокойно доказывали свою правоту, не сердились на справедливую критику, а на несправедливую — возражали в тактичной форме. Сдержанные дети не станут по всякому поводу вступать в ссоры с товарищами, с младшими или старшими братьями и сестрами. Они терпеливо ждут начала обеда, прогулки.
      В воспитании сдержанности, как и других качеств, велика роль примера старших. "

Интересы окружающих людей? Нет,не слыхали про такое.

14." В школьные годы родителям вместе с учителями необходимо следить за внеклассным чтением детей, помогать им в выборе книг и приучать к регулярному чтению. "

Сейчас у нас нечитающая страна. Сколько книг на полке у вас дома?

15." Многие родители поддерживают такую связь со школой, советуются с учителями о воспитании детей и поэтому добиваются серьезных успехов. Но, к сожалению, есть еще родители, которые очень редко заглядывают в школу. Они неправильно считают, что их дело кормить и одевать детей, а воспитывать должна школа. Таким родителям следует еще раз напомнить, что семья и школа должны помогать друг другу в сложном и ответственном деле воспитания детей — нашего будущего. "

Советуются? Смешно. Правильнее сказать:дают советы по учёбе и воспитанию.

Что ж ,дорогие мои, всё это так далеко от нынешней концепции бесконтрольного, хаотичного воспитания,где приоритеты расставлены самым погибельным способом. Какие приоритеты? Спорт,слава,танцы,английский,раскованность. И что мы получаем в итоге? Маленького монстра, с которым не то что учителям, а нам самим трудно остаться надолго наедине. Зато как мы накидываемся на тех, кто пытается указать нам на недостатки нашего чада! А ребёнок-то всё видит и понимает. И учится не уважать родителей, учится вседозволенности и эгоцентризму. Результат очевиден. Современная система обожествления детей уже даёт свои плоды. А дальше будет хуже.

Продолжение следует.....