Автор: Эрик Норланд
Как будет выглядеть экономический и социальный ландшафт в постпандемическом мире? Изменится ли поведение отдельных людей как потребителей и компаний, как только мы преодолеем последствия Covid-19 и начнем процесс восстановления?
Вот пять способов, как потребители и предприятия могут измениться.
- Большее разнообразие в цепочках поставок / более локальное производство
- Более гибкие коммуникационные варианты
- Меньше деловых поездок
- Интернет-доставка превалирует над оффлайном
- Более высокие нормы сбережений
Цепочки поставок: глобальные и локальные. Концентрированный против диверсифицированного
Потребность в более близких к дому или более разнообразных источниках поставок очевидна как для фирм, которые полагаются на компоненты, поставляемые вовремя, так и для национальных правительств, которые начинают осознавать опасность зависимости от иностранных производителей в отношении основных товаров от лекарств до микрочипов. Компании могут также рассмотреть вопрос о накоплении большего количества запасов важнейших компонентов.
Эта пандемия вряд ли обратит вспять процесс глобализации, и торговля между странами будет продолжаться. Однако еще до того, как разразилась эпидемия, протекционизм уже набирал силу. Во многих отношениях нынешний кризис подчеркивает необходимость того, чтобы национальные правительства настаивали на внутреннем производстве или, по крайней мере, в соседних странах важнейших товаров.
Более гибкие коммуникационные варианты
Последние несколько недель дали миру ускоренный курс в виртуальных интернет-встречах и работе из дома. Как только пандемия утихнет, для многих людей возвращение в офис и восстановление личных контактов с коллегами и клиентами станет огромным облегчением. Тем не менее, во многих сферах услуг, как сотрудники, так и работодатели были вынуждены работать из дома, или из какого-то другого места, кроме офиса.
После того, как офисы вновь откроются для бизнеса, мир может достичь нового равновесия с бОльшим количеством людей работающих дома, чем раньше, и меньшим количеством людей, которые ездят в офисы. Это имеет последствия как для спроса на энергию, так и для офисных помещений. Кроме того, если экономика не сделает быстрого V-образного восстановления, бизнес будет под давлением, чтобы сократить расходы и одна область, в которой они могут сократить расходы, это арендовать меньше офисных помещений. Для компаний меньше денег, потраченных на офисы, - это больше денег, которые они могут посвятить другим целям. Для сотрудников с длительными поездками на работу, это меньше времени, потраченного на дорогу до и из офиса, что может привести к повышению производительности и смогут уделять больше времени семье и друзьям. Офисы и коворкинги, конечно, не исчезнут, но кризис, возможно, поставил мир на путь к новой и иной модели баланса работы и жизни.
Деловая поездка
Сколько деловых поездок действительно необходимо? Как много целей достигается во время деловых поездок и сколько целей может быть достигнуто с помощью коммуникационных технологий, таких как виртуальные интернет-встречи? Конечно, есть веские аргументы для личных встреч и взаимодействия с людьми в группе. Личные встречи облегчают общение таким образом, что даже лучшие коммуникационные технологии не могут конкурировать. Когда встречи вновь будут считаться безопасными деловые поездки возрастут. Но сколько времени потребуется, чтобы восстановиться до уровня 2019 года? Это может быть не быстро. Так же, как аренда офиса, деловые поездки являются еще одним большим расходом для многих фирм. Помимо того, что они являются дорогостоящими для работодателей, деловые поездки также чрезвычайно трудоемки для сотрудников. Если глобальная экономика медленно восстанавливается, это может привести к анемичному отскоку для авиакомпаний и отелей, которые обслуживают деловых путешественников. Это также имеет последствия для потребления энергии.
Интернет против розничной торговли
До вспышки болезни у большинства потребителей был выбор между покупкой товаров в крупных магазинах или выбором онлайн-доставки. Теперь, с многочисленными закрытиями магазинов во многих частях мира, заказ онлайн может быть единственным вариантом для многих товаров.
Еще до пандемии традиционная розничная торговля находилась под огромным давлением. Например, за десять лет до мирового финансового кризиса около 5,5% магазинов в американских торговых центрах были, как правило, пусты. В 2009 году этот показатель вырос до 9,5% прежде чем остановиться на уровне около 8% между 2014 и 2018 годами. В 2019 году уровень вакантных площадей торговых центров вырос до 10%, превысив свои максимумы финансового кризиса даже с экономикой на пике ее расширения (Рисунок 1). И это было еще до того, как большинство людей услышало слово "коронавирус". Розничные торговцы кирпичом и цементом не исчезнут, но арендодатели могут иметь еще больше трудностей с поиском арендаторов на этот раз. Кроме того, характер розничной торговли также может меняться от покупки предметов в магазине до использования магазина в качестве демонстрационного зала для потребителей, чтобы испытать продукты, которые они позже покупают в интернете. Переход магазинов из центров прибыли в центры затрат, подобно выставочным залам, может иметь большие последствия для готовности и способности владельцев магазинов платить арендную плату.
Увеличение объема наличных средств
Закрытие крупных сегментов мировой экономики как никогда ранее проверило системы социальной защиты. Многие страны расширили пособия по безработице и предложили субсидии некоторым категориям работников, с тем чтобы работодатели могли продолжать выплачивать компенсации уволенным работникам, и оказали помощь в виде арендной платы и т.д. Тем не менее, многие люди могут сделать вывод, что хранение бОльшего количества наличных денег является лучшей защитой от будущих неожиданных сбоев. Именно к такому выводу они пришли после глобального финансового кризиса. В годы, предшествовавшие этому кризису, уровень сбережений в США был исторически низким. Начиная с 2009 года американцы снова начали экономить, несмотря на почти нулевые процентные ставки по банковским депозитам (Рисунок 2). После нынешнего кризиса нормы сбережений могли бы стать еще на один шаг выше.
По мере роста государственного долга частный сектор может ослабить рычаги воздействия. Кроме того, эта тенденция может не ограничиваться только домашними хозяйствами. Вместо того чтобы занимать деньги на обратный выкуп акций или выплачивать прибыль в виде дивидендов, можно было бы сохранить большую долю корпоративной прибыли. В течение следующих 12 месяцев дефицит бюджета США может вырасти до 20-25% ВВП, а государственный долг может вырасти со 104% ВВП в конце 2019 года до примерно 130% к этому времени в следующем году (Рисунок 3). Некоторое из этих повышений уровня государственного долга может быть компенсировано возможным снижением коэффициентов задолженности домашних хозяйств и корпораций. Это то, что мы наблюдали в США после глобального финансового кризиса и согласуется с тем, что мы видели в других странах с высоким уровнем государственного долга, таких как Италия и Япония.
Как только нынешний глобальный кризис ослабнет, многие вещи вернутся в нормальное русло. Импорт / экспортная деятельность будет возобновлена. Магазины снова откроются. Люди вернутся в офисы,и деловые поездки возобновятся. Однако то поведение что станет типичным в 2021 или 2022 годах, может выглядеть совершенно иначе чем казалось обычным бизнесом в начале 2020 года.
Приятного трейдинга!
Роман А.
Торговые идеи ждут вас в Группе Telegram: http://bit.ly/2FfyVa1
Рекомендуемый брокер: http://bit.ly/2YrNEaX