Найти тему

Банкротство - способ передела собственности

Кто станет собственником после кризиса
Кто станет собственником после кризиса

В моей практике неоднократно были случаи, когда должникам перед банкротством дипломированные юристы на полном серьезе советовали не париться и просто подарить квартиру родителям, фирму продать сестре, а в качестве высшего пилотажа, заключить с супругом брачный договор (и развестись на следующий день для верности).

Стоит ли говорить, что результатом таких действий всегда являлось взыскание с родителей имущества, а с бывшей уже жены денег. Имущество поступает в конкурсную массу и обретает нового собственника.

Передел собственности происходит в результате каждого экономического кризиса. Чем сильнее кризис, тем более масштабным становится передел.

Так было в 90-е, в 1998 и 2014 годах. В условиях отсутствия выручки, введения «налога на эпидемию» в виде обязанности выплачивать заработную плату на неработающих предприятиях, неизбежным становится кризис неплатежей, где все должны денег всем, а также государству, банкам и работникам.

Любой экономический кризис в любой стране порождает волну банкротств, несомненно, что в ближайшее время это ждет и нас.

В то же время, банкротство – это не смерть бизнеса, не конец предпринимательской деятельности, не трагедия. Банкротство – это всего лишь инструмент. В зависимости от того, в чьих руках он находится и каким целям в каждом конкретном случае служит, результаты банкротства могут варьироваться от полного уничтожения бизнеса и/или изменения его собственника, до восстановления бизнеса, его сохранения и списания задолженностей.

Иными словами, если банкротство осуществляется по инициативе и под контролем кредитора, интересы которого заключаются в получении причитающейся ему денежной суммы, а зачастую и в приобретении имущества должника с наименьшими на то затратами, его результатом с большой долей вероятности будет выявление всего имущества должника, его реализация либо оставление в своей собственности.

В период конкурсных процедур должник также полностью утратит контроль за производственными и финансовыми процессами, если таковые останутся к тому времени. Будут выявлены и отменены сделки, направленные на вывод имущества. Руководитель, собственники и другие лица, контролировавшие должника, будут привлечены к субсидиарной ответственности, то есть станут лично должны кредитору сумму, не прокрытую стоимостью имущества организации.

Российское банкротное законодательство носит ярко выраженный про-кредиторский характер, что означает полную защиту интересов кредиторов за счет должника и их процессуальное неравенство. В таких вопросах, как оспаривание сделок, привлечение к субсидиарной ответственности, кредитору или арбитражному управляющему достаточно высказать суду лишь более-менее разумные сомнения, в то время как должник, дабы отстоять свою правоту, обязан доказать документально правомерность своей позиции.

В то же время совсем не редки случаи, когда банкротство, возбужденное по инициативе самого должника, заканчивается в его пользу. В результате юридическое лицо исключается из ЕГРЮЛ, его долги прекращаются.

К субсидиарной ответственности, вопреки расхожему мнению, контролирующие должника лица привлекаются далеко не во всех случаях, даже по искам налоговых органов. Или привлекаются, но не все, а только те, с кого получить кредиторам в дальнейшем будет особо нечего.

Бывают случаи, когда удается восстановить платежеспособность должника, растянуть по времени процесс погашения задолженности, заключить мировое соглашение.

Что касается физических лиц, то для большинства из них банкротство - это подарок судьбы. Накредитовавшись вволю, они за смешные деньги получают в результате полное списание своих долгов (за редкими исключениями) в обмен за довольно символические временные ограничения не брать кредитов, не руководить коммерческими организациями и снова не банкротиться. Зато в одночасье, исчезают проблемы с приставами, коллекторами, банками.

Возвращаясь к переделу собственности, единственный вывод из сказанного – если банкротство неизбежно или даже существует его высокая вероятность, для сохранения бизнеса и собственности будет вполне логично самостоятельно инициировать процедуру собственного банкротства и провести ее максимально управляемо и предсказуемо.

Закон о банкротстве (статья 9) не только позволяет, но и обязывает это сделать руководителей и собственников предприятия.

Кроме самого должника, возбудить дело о банкротстве могут любые Ваши кредиторы, в том числе, конечно же банки, налоговый орган, а также работники перед которыми имеется задолженность по заработной плате. Налоговый орган, в отличие от остальных, сделать это обязан.

Если организация или ИП – должники попали в перечень тех, на кого распространяется мораторий на банкротство, расслабляться не стоит.

  • Во-первых, шесть месяцев моратория пройдут быстро, за это время Ваши «оппоненты» только успеют лучше подготовиться.
  • Во-вторых, на весь период моратория все сделки должника, по существу заранее объявлены ничтожными (за исключением обычной хозяйственной деятельности). В опытных руках это еще один инструмент, который позволит обогатиться не только за Ваш счет, но и за счет Ваших партнеров, с которыми велся вполне себе честный бизнес. Уже сейчас многие предпочитают не иметь дел с контрагентами из «мораторного списка».

Обязан предупредить, что начинать процедуру банкротства без тщательно подготовленного плана и без специалистов, хорошо ориентирующихся в этой достаточно сложной отрасли законодательства – мягко говоря, неразумно.

Вступая в банкротство, необходимо иметь полный анализ перспектив на предмет субсидиарной ответственности, признания сделок недействительными, кандидатуры управляющего, расходов и много чего прочего.

Но, если этого не сделаете Вы, то сделают кредиторы. Или уже делают.