Найти тему
ДЕТИ ЖДУТ

«Самый важный год жизни моя дочь провела в цыганском таборе». История усыновления

8 апреля - Международный день цыган. Кажется, позади те времена, когда мечтой усыновителя был непременно ребенок до трех лет славянской внешности. Сейчас лишь немногих из тех, кто решился принять в семью ребенка, смутит смуглая кожа или темные глаза. Но детей цыганской национальности до сих пор берут в семьи неохотно. Слишком много мифов вокруг этого народа. Слишком много вековых страхов и предрассудков.

Глядя на фотографии и читая анкеты детей на портале дети-ждут.рф, мы можем угадать в некоторых из них цыган. Будучи против мифов и дискриминации, мы взяли большое интервью у чудесной приемной мамы, Марии, которая воспитывает дочь, в младенчестве изъятую из цыганского табора.

По понятным соображениям, Мария попросила сохранить анонимность.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

- Когда ты подписывала согласие и знакомилась с Д. были какие-то комментарии на предмет ее национальной принадлежности?

Да, были.

Я пока не встречала никого, кто бы воспринимал национальность Д. равнодушно

Есть люди, которые реагируют в стиле «вау, как интересно», есть другой вид реакций, вроде «ну ладно, это ничего, не огорчайтесь». С открытым расизмом я встречалась только один раз – в опеке, которая относится к дому ребёнка, в котором была Д.

Сотрудница спросила меня: «А вы уверены? Ведь она цыганка*! Это такие дети…» Когда я попыталась уточнить – «Что значит «такие»?», она уклончиво сказала: «Ну, вы же сами понимаете».

То есть людям неудобно говорить прямо: «все цыгане - воры и бродяги», поэтому они смотрят в сторону и повторяют какие-то общие слова. Главный врач дома ребенка, которая отнеслась ко мне очень хорошо, тоже упомянула о национальности Д. (примерно тем тоном, каким говорят о проблемах со здоровьем): «Она цыганочка, вы ведь знаете? Но это ничего, это хорошие дети, а Д. – хорошая девочка». Я не знаю, были у неё какие-то предубеждения против цыган или нет, но она предполагала, что у меня они могут быть.

- У тебя самой были какие-то представления/страхи/ожидания, связанные с национальностью ребенка? Что-то из них оправдалось?

Я хотела усыновить именно «национального» ребенка. Никакого особого благородства в этом желании не было. Мне просто нравятся темноглазые-темноволосые малыши. Ну и, конечно, я знала, что у таких ребят меньше шансов попасть в семью. По крайней мере, семь лет назад так было. Поэтому, когда я смотрела федеральную базу, то обращала внимание прежде всего на детей, скажем так, явно неславянской внешности. Думала я про совсем малыша – до года. Вот таких и смотрела. Тогда их в нашем регионе было очень много. А потом я наткнулась на фотографию Д. Она была старше, но меня потрясло её выражение лица.

Плотно сомкнутые губы, огромные широко открытые глаза – такой был на её лице страх, что я до сих пор спокойно не могу смотреть на эту фотографию

Теперь, хорошо зная дочь, я понимаю её тогдашнее состояние, могу его почувствовать, а вот помочь тому малышу не могу. Мне очень тяжело от мысли, что тогда я не могла быть с ней и защитить от этого страха.

Ещё мне понравилось имя. Необычное, но при этом мне близкое – так звали героиню детской книжки, которую я много раз перечитывала. Я, как это часто делают кандидаты в приёмные родители, разместила ссылку на тематическом форуме: «Может, кто-то знает эту девочку, может рассказать» и так далее. Мне написала женщина, у которой уже было заключение и право получать информацию о детях от оператора ФБД. От неё я и узнала, что Д. – цыганка. Меня с раннего детства воспитывали в отвращении ко всякого рода ксенофобии и расизму, но это не значит, что я свободна от стереотипов. Скорее, у меня они другие, романтические.

Я подумала: «Ух ты! Как это круто, как интересно!» Цыгане – это костры, колдовство, свобода, лошади, яркая одежда и так далее. Короче говоря, романтика.
Я удочерила Д. потому что мне понравилась её фотография и от чистого романтизма, что, конечно, неправильно, но так уж получилось и, наверное, к лучшему.

Забавно, что Д. полностью соответствует всем расхожим представлениям о цыганах (я сейчас имею в виду более или менее дружелюбные или нейтральные стереотипы). Она очень подвижная, ловкая и быстрая, любит музыку (особенно ценит уличных музыкантов) и яркие наряды, обладает взрывным темпераментом, быстро соображает, обожает путешествия и всякую движуху, легко находит общий язык с самыми разными людьми, независимо от их возраста, характера, языка, цвета кожи и других особенностей. И, конечно, её большая страсть - лошади. Как-то мы жили на эко ферме. У хозяев были три лошади, которые паслись на выгоне, и стоило мне на минуту отвлечься, Д. подлезала под изгородью и беседовала с этими лошадьми. Она с ними ходила, гладила, кормила их и совсем не боялась.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

- Вы в семье затрагиваете историю попадания Д. в сиротское учреждение?

Дочка сама понимает, что привлекает внимание – яркой внешностью, темпераментом и необычным именем. Раньше она переживала из-за этого и спрашивала, нельзя ли поменять имя и сделать кожу посветлее. Думаю, эти переживания будут возвращаться. Она знает, что мы любим её такой, какая она есть, но в нашей стране тем, кто отличается от большинства, бывает непросто.

Д. довольно рано начала задавать вопросы вроде: «А я сидела у тебя в животе?» Несколько лет назад я сделала для неё что-то вроде «Книги жизни» - историю в фотографиях. Там есть фото кровных родителей, братьев и сестёр и даже фотография посёлка, в котором она провела первый год жизни. Д. знает свою историю, на все её вопросы я стараюсь отвечать честно. Есть тяжелые подробности, которые дочери, с моей точки зрения, рано знать, но когда она станет старше, я расскажу ей всё, что знаю сама.

- Вы как-то обсуждаете с Д. историю ее народа? Если да, то это кажется ей важным или нет?

Д. много раз слышала, как я отвечаю на вопрос: «Ой, а кто она по национальности?», поэтому слово «цыганка» она узнала рано. К тому же она сама спрашивала:

«А почему у меня такая кожа?»

Мы рассказываем Д. о цыганах, их музыке, традициях, но ей больше нравится тот образ цыган, который она сама себе создаёт.

Например, она уверена, что цыгане из Африки, что она сама когда-то жила в саванне – «а знаешь, почему я такая быстрая? Потому что, когда охотишься на тигров, нужна быстрота!»

Эти истории очень подходят Д., я хорошо себе её представляю среди дикой природы, верхом на слоне или в глиняной хижине. А вот в городе ей трудно. Но город, мне кажется, вообще не место для детей.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

- Ты знаешь кого-то, кто может рассказать тебе о кровной семье твоей дочки? Что для тебя значит эта история?

Когда я забирала Д. из дома ребёнка, у неё в свидетельстве о рождении стояли прочерки – ни отца, ни матери, подкидыш.

Когда я попыталась узнать в опеке подробности, сотрудницы намекали на какую-то тёмную историю, но никто ничего толком не знал или не хотел мне объяснять

Специалист по социальной работе дома ребёнка тоже знала мало, но то, что знала, рассказала. Я узнала, что у Д. есть мать и бабушка (их имён мне не сказали). Через несколько месяцев знакомая дала мне электронный адрес Светланы, сотрудницы правозащитного центра «Мемориал», которая занималась защитой прав цыган. Я надеялась, что она поможет мне узнать больше о родителях Д. Та ответила мгновенно.

«Да, конечно, я знаю вашу девочку»

Оказалось, что она много лет помогала цыганскому сообществу, в котором родилась Д., хорошо знакома с её отцом, матерью и другими родственниками. Она прислала мне несколько правозащитных статей об этом таборе, фотографии родителей Д., обещала разузнать подробности. Оказалось, что Д. – никакой не подкидыш, её изъяли из семьи.

Её мать была хорошо известна органам опеки – но ни у неё, ни у ребёнка не было никаких документов. Сделать Д. подкидышем без отца и матери оказалось гораздо проще, чем разбираться с семьей и пытаться что-то сделать для этих нищих беспомощных людей. Потом я узнала от Светланы что это распространённая практика. Объявить подкидышем можно даже ребёнка, буквально вырванного из рук матери, если у него или его родителей есть какие-то проблемы с документами. Благодаря Светлане я узнала, что все данные, вписанные в свидетельство о рождении, которое оформили моей дочке в ДР - ошибочны.

Имя, отчество, фамилия, дата рождения - всё чужое

Почему так получилось, я могу только догадываться, но вот что абсолютно ясно: никто не был заинтересован в том, чтобы проверять эту информацию. Д. родилась в таборе цыган-мигрантов. У большинства этих людей нет никаких документов, только у двух-трёх человек просроченные, ещё советских времён паспорта. Для государственных служб эти люди не существуют, с ними можно делать почти что угодно, и никто не заступится. Я знаю несколько случаев, когда из табора изымали детей и оформляли им свидетельства о рождении с прочерками в графах "отец" и "мать". Так ребенок не только фактически, но и по документам терял родителей, братья и сестры формально переставали быть ему родственниками. Это значит, что таких детей можно отдавать на усыновление по отдельности, и у них впоследствии не будет шансов найти членов кровной семьи. Так и произошло с Д., в ФБД она значилась как ребенок без братьев и сестер, хотя в семье детей было трое детей. После изъятия их разлучили - старших отправили в приют, а Д. в дом ребенка. Только благодаря Светлане я узнала, как зовут брата и сестру Д. и смогла найти их анкеты в базе.

С кровными родителями Д. мы никогда не встречались. Конечно, я много раз думала о том, что они имеют право знать о том, где живёт их дочь, а для Д. важно увидеть и запомнить свою кровную мать. Светлана говорила мне, что у матери Д. нет сил и желания общаться со своими многочисленными детьми, и это меня немного утешает, но я всё равно не считаю сложившуюся ситуацию правильной. Я просто сама не знаю и не понимаю, как правильно строить с этими людьми отношения, да и никто, кажется, не знает и не может мне помочь. Если Д., когда вырастет, захочет этого, я помогу ей найти отца и мать. Надеюсь, к этому времени они будут живы (я знаю, что сейчас её мать тяжело больна).

А со Светланой мы подружились. Сейчас она с семьей живёт в другой стране, мы иногда переписываемся, однажды летали к ним в гости. Я очень благодарна Светлане за помощь и за то, что она с большой симпатией относится к Д. Для меня важно, что есть человек, который знает кровную семью моей дочери, с уважением относится к её родным. Когда-нибудь она сможет рассказать Д. о родителях. Эта живая связь между разными мирами очень важна.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

- Д. знает о брате и сестре? Они знакомы?

Да. Эти ребята живут в другом городе, они попали в семью на несколько лет позже Д. В своё время я пыталась их, как это говорится, пиарить, и нашлась женщина, готовая их взять.

В прошлом году Д. познакомилась в братом и сестрой, когда они с приёмной мамой приезжали в Петербург

Они старше Д., хорошо её помнят (она их – нет) и называют «настоящим» именем. Когда я увидела их троих вместе, это было сильное впечатление. Они похожи внешне, не только цветом волос и чертами лица, но и мимикой, манерой двигаться, чем-то трудноуловимым. Сложно сказать, какое впечатление всё это произвело на Д. . Конечно, ребята ей понравились, особенно брат, она долго потом о нём говорила, просила показать фотографии, потом это событие немного отодвинулось, подзабылось. Сейчас, может быть, для неё эта встреча не так важна, но обязательно вспомнится потом, когда она начнёт больше задумываться о своей истории, семье (а я почему-то уверена, что начнёт).

- Как тебе кажется, есть ли у Д. какие-то черты характера, которые ты объясняешь себе именно национальностью?

Не знаю! С одной стороны, я думаю, что «национальные черты» - это такой стереотип, что-то вроде самосбывающегося пророчества. Со второй – темперамент и музыкальный слух передаются генетически. Связан ли генотип с национальностью? Чтобы ответить на этот вопрос, мне не хватает знаний, хотя думать в эту сторону довольно интересно. С третьей стороны – всё-таки первый, самый важный год жизни Д. провела в таборе, это не могло не повлиять на путь её развития. И слишком уж она похожа на цыганёнка, какими их все представляют. Что откуда взялось? Тайна сия велика есть.

#развеиваем мифы

*мы знаем, что само слово «цыгане» не совсем корректно с точки зрения представителей диаспоры, но опасаемся, что «рома» будет недостаточно понятно большинству читателей, поэтому заранее приносим извинения, если заденем кого-то.

Не каждый может принять сироту в семью, помочь семейному устройству - по силам каждому!

Друзья, помогайте работе фонда «Дети ждут», подписывайтесь на ежемесячную помощь или разово: https://дети-ждут.рф/donate

-5