Найти в Дзене

DrivEn: гоночные велосипеды на трансмиссии без цепи

Датская компания-изготовитель велосипедных компонентов CeramicSpeed представила рабочий концепт велосипеда с валовой скоростной трансмиссией.

Испытания концепта с трансмиссией DrivEn
Испытания концепта с трансмиссией DrivEn

8 июля 2018 года в немецком городе Фридирихсхафен датская компания CeramicSpeed, выпускающая ультрадорогие профессиональные компоненты для велосипедов, представила рабочий концепт велосипеда на базе рамы Cervélo P5 Three с 13-скоростной трансмиссией, не имеющей цепи и переключателей в классическом понимании. Трансмиссия состояла из карбон-алюминиевого вала, передающего вращение с ведущей звезды на плоскую «кассету» заднего колеса. Выглядело потрясающе, но на тот момент инженеры ещё понятия не имели, как сделать так, чтобы скорости в этой «мясорубке» переключались. 

Первый концепт на валовой передаче, получивший кодовое имя The Hero
Первый концепт на валовой передаче, получивший кодовое имя The Hero

На текущий момент наиболее распространенной и единственной разрешенной Международным союзом велосипедистов (UCI) многоскоростной передачей является цепная передача с одним или двумя переключателями скоростей. Конструкция такой трансмиссии относительно проста в обслуживании, хотя имеет ограниченную эффективность — часть мощности тратится на преодоление трения между цепью и звездами в восьми точках трения-скольжения, трения между звеньями, а также на растяжение самой металлической цепи.

В среднем эффективность цепной трансмиссии составляет около 70 процентов, но может уменьшаться или значительно увеличиваться в зависимости от качества используемых велосипедных компонентов и материалов. Например, эффективность заводской профессиональной трансмиссии Shimano Dura-Ace может достигать 98 процентов, а она же с использованием Oversized Pulley Wheel Systems (это такие здоровенные ролики) от CeramicSpeed показывает эффективность в 98.5% при мощности в 500 Ватт.

График эффективности компонентов при высоких нагрузках
График эффективности компонентов при высоких нагрузках

Если верить рекламному буклету, эффективность передачи вращения в валовой трансмиссии составляет 99 процентов.

Новая трансмиссия от CeramicSpeed получила название DrivEn. Она представляет собой разновидность вальной велосипедной трансмиссии и теперь даже предусматривает возможность переключения скоростей. Ведущая и ведомая «звезды» выполнены в виде дисков с зацепами на одной из плоскостей, равномерно распределенными по окружности.

Кассета и вал DrivEn
Кассета и вал DrivEn

Ведущая имеет одно кольцо из выступов, но теоретически может иметь и несколько.

Ведущий диск DrivEn
Ведущий диск DrivEn

Ведущий и ведомый диски связаны валом. В передней части вал оснащен диском с подшипниками на краю, которые своими внешними кольцами входят в пазы между зацепами ведущего диска. В задней части вала установлен такой же диск. Он может перемещаться по оси вала вперед и назад. Благодаря этому он может входит в зацепление с разными кольцами на ведомом диске, благодаря чему и изменяется передающее число аналогично обычной цепной велосипедной трансмиссии. Всего DrivEn имеет 21 радиальный подшипник.

Задний переключатель DrivEn
Задний переключатель DrivEn

Разработчик уверяет, что трансмиссия рассчитана на передачу мощности более одной тысячи ватт. Я видели как Роберт Фёрстеманн за минуту поджаривает тост при пиковой нагрузке в 705 Ватт, так что на кого рассчитано 1 000 мне и представлять страшно. 

На Eurobike 2019 датчане показали ещё две рамы на базе их доработанной трансмиссии. На этот раз ими оказались шоссейный спринтерский велосипед для групповых гонок и маунтинбайк.

Аэрошоссейик The Venge (на базе S-Works Venge 2020)
Аэрошоссейик The Venge (на базе S-Works Venge 2020)
Кросс-кантри двухподвес The Lux (на базе Canyon Lux)
Кросс-кантри двухподвес The Lux (на базе Canyon Lux)

Во доработанной версии DrivEn вал был разделён на два полувала, и оснащён беспроводным элекромеханическим переключателем. Безусловно, ремонт такой трансмиссии будет достаточно сложным сложными и дорогостоящими, как и обслуживание из-за необходимости довольно часто промывать или даже менять радиальные подшипники.

Как я уже говорил, UCI с осторожностью относятся к нововведениям, так что можно предположить, что впервые в реальных гоночных условиях трансмиссию DrivEn можно будет увидеть на соревнованиях по длинному триатлону или кросс-кантри триатлону.

P.S. Если вам интересно, как это работает, ребята из Alien Bike перевели видео по этому поводу. Схема работы объясняется на 3:05.