Найти в Дзене
Дай знать!

Экономическая эффективность создания и внедрения Национальной системы управления данными

Введение В нашем блоге мы публикуем материалы о ходе создания Национальной системы управления данными, призванной обеспечить не только повышение качества государственных данных и гарантию эффективности их использования государством, но и оптимизацию расходов государства. НСУД – крупный ИТ-проект масштаба всей страны, призванный решить проблемы лоскутной информатизации и ведомственной раздробленности в работе с государственными данными. Зачем нужна НСУД, кто и что получит от её внедрения? Главная цель построения НСУД - повысить эффективность использования государственных данных для дальнейшего применения их органами государственной власти, предоставления государственных услуг и удовлетворения информационных запросов физических и юридических лиц. Государство, создавая НСУД, получит инструменты для эффективного информационно-технологического обеспечения своих управленческих процессов. Технологическая часть НСУД - Единая информационная платформа Национальной системы управления данными
Оглавление

Введение

В нашем блоге мы публикуем материалы о ходе создания Национальной системы управления данными, призванной обеспечить не только повышение качества государственных данных и гарантию эффективности их использования государством, но и оптимизацию расходов государства.

НСУД – крупный ИТ-проект масштаба всей страны, призванный решить проблемы лоскутной информатизации и ведомственной раздробленности в работе с государственными данными.

Зачем нужна НСУД, кто и что получит от её внедрения?

Главная цель построения НСУД - повысить эффективность использования государственных данных для дальнейшего применения их органами государственной власти, предоставления государственных услуг и удовлетворения информационных запросов физических и юридических лиц. Государство, создавая НСУД, получит инструменты для эффективного информационно-технологического обеспечения своих управленческих процессов.

Технологическая часть НСУД - Единая информационная платформа Национальной системы управления данными - введена в опытную эксплуатацию в феврале 2020 года.

Слайд презентации о Национальной системе управления данными Источник: TAdviser
Слайд презентации о Национальной системе управления данными Источник: TAdviser

Ожидания и затраты

Пользы новый подход к работе с данными должен принести много, сократив временные и финансовые затраты на работу с данными. Для граждан это будет означать сокращение сроков ожидания государственных услуг. НСУД – государственный проект, поэтому важно понимать его инвестиционную привлекательность для государства. И многих беспокоит, как изменится экономика государственного аппарата с НСУД.

Слайд презентации о Национальной системе управления данными Источник: TAdviser
Слайд презентации о Национальной системе управления данными Источник: TAdviser

Стоимость работ по созданию первой очереди Федеральной государственной информационной системы "Единая информационная платформа Национальной системы управления данными" - 431 710 572,60 ₽ (согласно данным проекта Счётной палаты Российской Федерации "Госрасходы").

А как оценивать?

Сделать финансово-экономическое обоснование разработки и эксплуатации системы на стадии её проектирования и разработки – первоочередная задача. При этом необходимо использовать только те параметры, которые достоверно известны на момент оценки, а метод должен содержать как финансовые (количественные), так и качественные параметры.

Выявив наиболее важные факторы для успешного функционирования и развития информационных систем, можно разработать методику, удовлетворяющую сформулированным критериям предварительной оценки эффективности инвестиций в информационные системы.

Создавая информационные системы, государство не ставит цели извлечения прибыли (как бизнес), оно ожидает оптимизации своих операционных расходов. Поэтому об окупаемости системы можно говорить, когда её использование сэкономит сумму, превосходящую стоимость разработки.

В динамическом анализе использованы следующие элементы:

  • Совокупные затраты (капитальные и операционные в течение проектируемого периода).
  • Совокупные доходы (Income). За доход считаются сэкономленные благодаря НСУД бюджетные средства.
  • Profitability Index (PI) индекс прибыльности инвестиций, рассчитывается как отношение текущей стоимости денежных потоков к величине начальных инвестиционных затрат. До тех пор, пока PI больше единицы, проект можно будет принимать к реализации.
  • Net Present Value (NPV) чистая текущая стоимость, представляет собой текущую стоимость будущих доходов, которые предполагается получить в результате реализации.
  • Internal Rate of Return (внутренняя норма доходности представляет собой ставку дисконтирования, при которой чистая текущая стоимость равна нулю) должен быть более безрисковой процентной ставки.
  • Payback period (срок окупаемости) должен быть менее 6 лет (общего срока реализации проекта). Под этим показателем понимается период времени от момента начала реализации проекта до того момента эксплуатации, в который доходы от эксплуатации становятся равными первоначальным инвестициям (капитальные затраты и эксплуатационные расходы).
  • Ставка дисконтирования выбрана на уровне ключевой ставки ЦБ РФ.

Прогнозируемый доход (экономия средств) рассчитывался так:

Прогнозируемый доход = (Средняя величина экономии времени на решение проблем (в часах) × Среднечасовая оплата труда обслуживающего персонала до внедрения результатов проекта) — Затраты на внедрение системы технического сопровождения.

Вывод

Инвестиционный цикл проекта НСУД представляет собой классическую схему первоначальных затрат с последующей генерацией денежных потоков. Основные затраты приходятся на 2-й и 3-й годы внедрения. Расчётный уровень эффективности оптимизации расходов государственного аппарата, благодаря внедрению НСУД, будет нарастать со временем, что свидетельствует о росте объемов оказываемых услуг, росте базы обращений, повышении эффективности операционной деятельности. Оценочный эффект сокращения расходов находится на уровне 9,05%, что превышает размер годовой безрисковой ставки, которая колеблется в пределах 4-6% годовых. Период окупаемости проекта составляет 5 лет и 8 месяцев.

Обобщая полученные результаты анализа экономической эффективности проекта НСУД, можно подтвердить целесообразность внедрения новой системы управления данными на основе цифровых технологий для получения гражданами и бизнесом государственных услуг.