Найти тему

Чему быть, того не миновать..?

Оглавление

Но, что же нас заставляет играть в определённые Игры и выбирать определённые развлечения.

Берн полагал, что это Сценарий или План жизни

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Как и кем пишется Сценарий?

1. Основа всего — родительское программирование (или других опекунов, воспитателей в детском доме и т.д.)

Ребёнок получает:

а) сформированную жизненную цель (Ты — неудачник, или Ты — везунчик).

б) готовый вариант структурирования времени, так как он большую часть времени проводит с родителями, и нацелен на них, он охотно поддерживает их развлечения и встречает полное одобрение. (например: "Посмотри, как ты расстроил мамочку", или "За что моя принцесса не возьмётся — всё у неё получается" — очень разные развлечения, правда?)

2. Затем, после выхода в "большой мир", мы оттачиваем свой сценарий, подбираем себе напарников по играм, которые лучшего всего исполняют привычные роли, и в сценарии которых вписываемся мы. Конечно несмотря на родительское программирование выбор — "как жить" осуществляем мы.

Но то как далеко мы можем выходить за рамки сценария и можем ли вообще поменять его, сильно зависит от того, насколько строго нас программировали:

Пешка или Ферзь?
Пешка или Ферзь?

1. К какой роли нас готовили. По Берну это:

Победитель (человек, у которого есть в жизни цель, и он её достигает),

Неудачник (либо человек без цели, либо тот, которому постоянно что-то мешает её достичь),

Непобедитель (обыватель, очень лояльный, готовый довольствоваться малым, "звёзд с неба не хватающий").

2. И как реагировали, когда мы не следовали этим ролям? — Давали возможность самостоятельного выбора — Удерживали в роли, как могли. Например, как поступят родители, если их дочь, несмотря на все уговоры хочет поступить в институт, который выбрала она сама?

1. Если выбрали для неё роль Победителя? Помогут всем, чем могут, будут поддерживать при поступлении, будут гордиться и поощрять её самостоятельность. В случае провала предложат попробовать ещё раз, например.

2. Если выбрали роль Неудачника? Уговоры, отговаривания, насмешки, унижения, прямой запрет. Если всё же прорвалась и подала документы: сомнения в успехе, насмешки, могут и из дома выгнать. Если провалились, тут может быть по-разному, но в любом случае сам родитель почувствует облегчение — "Ничего эта неумеха не может". Реакция может распространяться от фальшивого сочувствия, всё с теми же нотками облегчения, до злорадствования.

3. Если выбрали роль Непобедителя? Скорее всего, что-то из разряда: "Ну и куда ты собралась, ты посмотри кто туда поступает, и кто ты?" В случае поступления: "Ну, может, и потерпят тебя до первой сессии", в случае провала: "Это сразу понятно было, куда тебе в МГИМО, вот иди как отец, в инженерный".

В книге Берна "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры" есть опросник, с помощью которого можно понять, какого жизненного сценария придерживается человек. Поняв это, можно попытаться поменять, то что вам в сценарии не нравится, даже самостоятельно, без помощи психолога. В каждом из нас есть Взрослая часть, а ей подвластно всё.

Про эго-состояния
Про поглаживания и трансакции
Про развлечения
Про Игры