Найти тему

Президент предупредил частный бизнес о сохранении рабочих мест. А как госсектор, сохраняют ли они рабочие места?

Оглавление
 Фото: istock
Фото: istock

Во время посещения ОАО «Белгипс» 27 марта 2020 г. Президент предостерег предприятия от увольнений в непростой ситуации. «Если только хоть одна компания, мелкая или большая, выкинет на улицу людей, она вряд ли дальше будет существовать в Беларуси», – предельно жестко высказался Глава государства.

Акцент был сделан на организации частной формы собственности, по­скольку «в государственных это невозможно, потому что мы это контролируем».

Однако факты говорят о том, что в настоящее время и государственные предприятия также увольняют людей, адаптируясь к новым экономическим реалиям. Причем увольнения происходят не только сейчас, они шли на протяжении всего 2019 года – задолго до начала экономического кризиса.

Какие отрасли сокращали штат в 2019-м?

Более половины оттока работников в 2019 году – в сельском хозяйстве и промышленности.

Данные статистики показывают, что только в трех месяцах 2019 г. количество принятых работников превысило количество уволенных по стране. В целом же по итогам прошлого года количество уволенных превзошло число принятых на 46 296 человек.

К сожалению, статистика не дает разбивки данных по предприятиям различных форм собственности. Зато мы можем посмотреть отраслевую структуру принятых и уволенных.

11 301 человек уволенных, которые не были приняты обратно на пред­приятия своей отрасли (а это 23,8% от общего количества), работали на предприятиях сель­ского, лесного и рыбных хозяйств.

Еще 15 060 таких работников (31,7%) были заняты в обрабатывающей промышленности.

Таким образом, на обе эти отрасли пришлось более половины оттока работников. А ведь это именно те сферы, где преобладает государство.

Еще 5896 человек ушли из строительства (12,4%). 4734из торговли (10%).

В остальных отраслях отток работников значительно меньше.

Приток работников наблюдался в сферах:

  • информационные технологии (+4359);
  • государственное управление (779);
  • здравоохранение (593).

Увольнения–2019 по регионам

В разрезе регионов видно, что отток наблюдался по всем регионам без исключения.

Чуть лучше ситуация выглядит в г. Минске (-3667) и Брестской области (-5493).

А вот на Минскую (-9680), Гомельскую (-8100) и Могилевскую (-7077) области пришлось 53% всего оттока по стране.

Любопытно, что по статье (за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины) в 2019 году были уволены 38 764 человека, или 5,3% от общего количества лишившихся работы.

Распределение таких уволенных по отраслям неравномерное: большинство нарушителей трудовой дисциплины приходится на сельское хозяйство (11,3% уволенных), обрабатывающую промышленность (7,4%) и строительство (8,6%).

Сокращение численности подтверждает статистика по госсектору

На отток кадров с предприятий государственной формы собственности указывают данные, которые мы обнаружили при работе со статистикой по государственному сектору экономики (статья «Неожиданная статистика по белорусскому госсектору» в ЭГ № 19 за 13 марта 2020 г.).

Мы посчитали, что за 2019 год численность работников госпредприятий сократилась на 48 500 человек.

Справедливости ради заметим, что снижение численности не обязательно означает увольнение работников. Здесь также будут учтены те, кто вышел на пенсию.

С другой стороны, сокращение количества говорит о том, что освобождающиеся рабочие места никто не спешит занимать, а значит, или само предприятие сокращает рабочие ме­ста, или кадров не хватает для естественного восполнения штата. Это действительно большие цифры, сопоставимые с объемом оттока кадров за год по всей стране.

На отток работников из госсектора указывают и отчеты отдельных предприятий

От общей картины, которую дает статистика, перейдем к конкретным предприятиям.

В марте-апреле открытые акционерные общества в соответствии с действующим законодательством отчитываются по итогам 2019 года. Это прекрасная возможность воспользоваться представленными данными и сравнить численность работников по итогам 2019 года с их количеством за предыдущий год.

Не все ОАО еще отчитались. Но для примера отыскать несколько крупных предприятий с преобладающей долей государства несложно.

Например, численность работников Слуцкого мясокомбината за 2019 год сократилась на 98 человек – 5,3% от общего количества работников на 1 января 2019 г.

Борисовский завод агрегатов за тот же период потерял 66 работников (6,2%).

Численность работников ОАО «Камволь» за 2019 год сократилась на 34 человека (4,4%).

Данные примеры наглядно подтверждают: не только частные фирмы увольняют работников. Это происходит во многих белорусских организациях вне зависимости от формы собственности.

Увольнения–2020: ситуация лучше, но проблемные месяцы еще впереди

Оставим 2019 год в прошлом. Вот уже три месяца мы живем в новом году, а с учетом текущих реалий нас больше волнует аспект будущего.

Если обратиться к статистике уволенных и принятых за январь-­февраль 2020 г., можно увидеть, что в начале года по стране в целом наблюдалась более позитивная динамика, чем год назад.

Если в январе-феврале 2019 г. количество уволенных превысило число принятых на 3507 человек, то по итогам двух месяцев 2020 г. отток составил только 2186 человек.

В то же время динамика прошлого года показывает, что максимальная разбежка между числом принятых и уволенных наблюдается в апреле и мае, так что худшее еще впереди.

Наибольший отток по отраслям мы видим в:

  • обрабатывающей промышленности (-1760 человек);
  • снабжении электроэнергией, газом и горячей водой (-1063);
  • торговле (-864).

Приток работников наблюдался в сферах:

  • образования (1282 человека);
  • водоснабжения (640);
  • информации и связи (556).

В разрезе областей притоком работников может похвастаться только Минск (639 человек). Наибольший отток произошел в Гомельской (856) и Гродненской (671) областях.

Наиболее свежий пример, который подтвержает, что увольнением со­трудников «болеют» все предприятия вне зависимости от формы собственности, – ситуация с оттоком работников железнодорожного транспорта.

По данным Telegram-канала «Экономика», по состоянию на февраль 2020 г. в данной сфере было уволено в 2 раза больше, чем принято на работу, из-за чего отток работников только за первые 2 месяца превысил 150 человек.

Получается, железная дорога сокращает численность работников, а част­ники должны сохранять штат несмотря ни на что.

Административное увеличение зарплат – медвежья услуга предприятиям

Мы неоднократно писали, что в последние годы в Беларуси наблюдается опережающий рост зарплат в отрыве от производительности труда.

Например, согласно свежим данным отчета о социально-экономическом развитии производительность труда снизилась на 1,8% по сравнению с прошлым годом, а реальная заработная плата выросла на 7,9%.

На отдельных предприятиях рост заработных плат вообще оторвался от всяких экономических реалий. Будучи акционером нескольких акционерных обществ, я был несколько удивлен тем, что директор в отчете сначала констатирует увеличение средней начисленной зарплаты на 21,5% при росте производительности труда на 5%. А следом говорит, что главная наша задача в 2020 году – сохранить трудовой коллектив.

Конечно, ничего плохого в том, чтобы люди зарабатывали больше, нет. Однако плохо, когда увеличение затрат на оплату труда происходит без соразмерного повышения производительности труда. Это ведет к сокращению запаса финансовой проч­ности предприятий. А значит, убыточных организаций будет становиться все больше.

Безусловно, государственные предприятия могут позволить себе такую роскошь, рассчитывая на государственную поддержку или льготные кредиты от государственных банков. Для них прибыль не является залогом стабильной и безопасной работы в будущем.

А как долго может частный бизнес содержать 100%-ный штат сотрудников, платить им пол­ную зарплату, закрывая убытки из кармана владельца?

Ведь как раз «сейфы» и «запасы», о которых говорил Президент, не бесконечны, в отличие от средств, выделяемых из бюджета на поддержку государственных предприятий. Не стоит забывать, что владельцы предприятий малого и среднего бизнеса такие же люди, как и все, которым нужно кормить свои семьи, а размер их «сейфов» может быть сильно преувеличен и разочарует государство.

И если они полностью «сожгут» эти финансовые резервы в нзынешнее непростое время, то кто и на какие средства перезапустит бизнес, когда ситуация улучшится или даже в рамках кризиса найдутся новые возможности для создания рабочих мест?

Госсектор, увы, слишком неповоротлив. Част­ников планируется оставить без «жировой прослойки». Иностранные инвесторы? А они готовы пойти туда, где не особенно ценят инвесторов собственных? Все предшествующие годы работы белорусской истории подсказывают, что нет.

Так что работодателей надо беречь не меньше, чем работников, простых граждан. Иначе проблемы с занятостью будут у нас и после коронавирусного кризиса, и после преодоления спада в России.

Автор публикации: Дмитрий НАРИВОНЧИК, финансовый эксперт «ЭГ»

Статья на сайте Экономической газеты:
https://neg.by/novosti/otkrytj/kadry-reshayut-ne-vse

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by