Приветствую, дорогой зритель и читатель! Иногда случается посмотреть картину, которую ты в последствии не можешь переварить. Она максимально бредовая и наполнена гэгами, но что-то в ней есть такое, что очень близко твоей душе. Речь в этой рецензии пойдёт о фильме «Элефант», который срежиссировал Алексей Красовский. Данное творение претерпело семь кругов ада на стадии производства, потому Красовский даже не числится в создателях картины. Кино посетило экраны страны 19-го сентября 2019-го года. Порассуждаем?
Валентин Шубин всю свою сознательную жизнь был детским писателем. Он известен людям как автор книжек про Слоника Мишку. Писатель подарил детям море радости, а взрослым тонны интересной морали. Но сам он является довольно несчастным человеком с очень злой душой...
Визуальный ряд
Не могу ничего рассказать про то, чего нет. Картина могла неплохо изобразить свои гэги с помощью визуальных чудес, но авторы посчитали (а может и бюджет посчитал), что это будет лишним. 0 баллов.
Атмосфера
Фильм обладает очень яркими красками, что явно намекает на его комедийную составляющую. Но при этом в картине очень часто изображается серьёзная драма. Ввиду всех этих игр с цветом и гэгами трогательные моменты смотрятся не совсем так, как надо. Общее впечатление от увиденного - это взрослое кино, уверенно косящее под детское. Интро, титры, музыка, звуки, цвета, персонажи, основа для сюжета - здесь всё говорит зрителю о том, что он смотрит кино для маленьких. А вот душа фильма очень серьёзная и взрослая. Лично мне подобное пришлось по душе, но с некоторыми оговорками. Во-первых, драма в таком контексте не ощущается вовсе. Во-вторых, комедия при таком подходе не работает так, как надо. Но отдам должное, смотреть на подобное довольно интересно, такого мои глаза ещё не наблюдали в отечественном кинематографе. +1 балл.
Музыкальное и звуковое сопровождение
У саундтрека в «Элефанте» очень важная миссия - он создаёт иллюзию детской наивности. Причём музыка расставлена по хронометражу таким образом, что в серьёзность композиций нарастает от начала фильма к его окончанию (композиции в интро и в титрах не в счёт). Если первыми мелодиями можно смело убаюкивать ребёнка, то последними из него можно сделать оперного певца. Вся музыка в «Элефанте» представлена без слов, что я считаю большим плюсом. Также пришлись по душе звуковые эффекты. Хотя отдельно от сюжета и действия они кажутся очень неуместными, но именно их использование в кадре добавляет происходящему абсурдности. Да, не самое однозначное предложение получилось. Поясню. В картине имеется целый набор сцен, которые от и до являются полнейшим фарсом. Например, ограбление банка. Грабитель, как и полагается по воровским принципам, одет в чёрную маску. Когда он пытается подышать сквозь ткань, то издаётся очень пронзительный звук, напоминающий сморкание. Впервые услышав это своими ушами на полную громкость, меня немного передёрнуло. Но именно так будет звучать дыхание грабителя на протяжении всей сцены. Использование сморкания добавило этой и без того чудаковатой ситуации ещё большего уровня абсурда. Смотреть в первый раз подобное - очень странно. Но к этому быстро привыкаешь. За работу с музыкальным и звуковым сопровождением ставлю «Элефанту» +1 балл.
Актёрская игра
Главная мужская роль? Да! Главная женская роль? Да. Все остальные? Нет! Отвечаю чётко и громко: "Н-Е-Т!". Проблем здесь много. Ян Цапник предстаёт в привычной для себя роли уже в десятый раз подряд. Это порядком надоело. Ян, может уже пора двигаться дальше и развиваться как актёр? Ингрид Олеринская играет просто дочь-красавицу. Видимо, сценарием было заложено, что она лишь изредка появляется в кадре и произносит пару реплик. Жена главного героя в исполнении Евгении Дмитриевой тоже не поддаётся нормальной критике, так как у неё очень мало экранного времени. И я понимаю, что проблема-то не в актёрах, а в сценарии. Не могут исполнители ролей за такой короткий промежуток хоть чуточку раскрыть персонажей. Из актёров второстепенного плана больше всех приглянулся Фредерик Бегбедер («99 франков»). Его силами был показан крупный бизнесмен, владелец шоколадной фабрики. От Фредерика чувствовалась хоть какая-то энергетика, в отличии от остальных второстепенных персонажей. Похвалить от всей души могу лишь исполнителей главных ролей - Алексея Гуськова и Полину Агурееву. Между ними можно прочувствовать крепкую дружественную связь. У Гуськова и Агуреевой получились очень сильные роли, но, к сожалению, они не вытягивают весь фильм, поэтому 0 баллов.
Операторская работа и монтаж
Сергей Астахов уже не один раз доказывал всей России, что способен снимать качественные кадры, которые могут надолго остаться в памяти. На его счету такие картины, как «Брат», «Брат 2», «Война», «Влюблён по собственному желанию», «Метро» и ещё много других интересных картин. Я полагаю, что мой вердикт по поводу его работы в данном проекте не будет каким-то секретом. Он снял удивительные моменты, которые способны вызывать эмоции даже при малейшем их разглядывании. Да, это не шедевр и не лучшая работа Астахова, но это очень приятно глазу и очень питательно для души. Монтаж крепко и уверенно соединяет все астаховские кадры в цельнометаллический сплав, позволяя зрителю аккуратно и постепенно впадать в экстаз от красивейших и живописных планов. Цельнометаллический +1 балл.
Уникальность
«Элефант» - определённо оригинальное кино для русского кинематографа. Это комедия про детского писателя, наполненная первосортным фарсом. Лично у меня в голове возникают следующие ассоциации: «Человек-швейцарский нож», позаимствовавший идеи у «Прощай, Кристофер Робин» и «Полночь в Париже». Даже для мирового кинематографа подобная идея выглядит оригинальной. Да, вы можете сказать "У нас же было кино про писателя - «Довлатов»". Но оно не было вдоль и поперёк пропитано гэгами и странностями. «Элефант» явно забирает +1 балл за уникальность.
Сюжет
Экспозиция. У фильма очень странное вступление. Оно не вызывает каких-то чувств переживания за главного героя, хотя должно. Оно не вводит зрителя в курс дела. То есть, да, мы узнаём, кто такой Валентин Шубин и в чём его проблема. Но почему он так дорог для западного бизнесмена и почему мы вообще должны ему сопереживать можно узнать только во второй половине фильма. Слишком сложная подача гэгов, к которым привыкаешь не с первого раза. В «Элефанте» даже первая минута способна вызвать недоумение, ведь тут показывают похороны с танцующим слоном. Что? Да, Вы всё верно прочитали. Похороны с танцующим слоном. Фильм начинается с гэга, что очень плохо сказывается на всей экспозиции. 0 баллов.
Развитие. Здесь уже происходит какая-то магия. У фильма появляется идея и цель. Если с первых минут зритель не особо понимал, что он тут делает, то примерно на 40-й минуте уже есть чёткое понимание всей сюжетной арки, но интерес к просмотру от этого не сбавляется. Кроме основной линии повествования появляются дополнительные: история с детективом, который пишет детективы, казус с грабителем банка и поиск донора. В целом, это неплохие миниатюрные рассказы, в которых чётко видна мораль и основная проблема. Развитие в «Элефанте» показалось мне насыщенным на действия и глубоким по содержанию. +1 балл.
Кульминация. Вся проблема концовки в том, что её нет. Да, зрителю показывают небольшой твист, который был вполне очевиден. Догадаться, что произойдёт в финале можно уже в середине фильма. Для этого не надо быть экстрасенсом или гадалкой. Концовка проседает именно из-за того, что ты к ней готов. В конце картины зрителя уже не ждут гэги или непонятные ситуации. Всё становится обыденным и жизненным. Но чего у финала не отнять - это тёплой и доброй души. На это намекает всё, начиная с милой мелодии и заканчивая титрами. Если бы авторы добавили в финале гэгов и соорудили неординарное окончание истории (которая, напомню, является очень необычной), то можно было бы смело ставить единичку. Ну, а так «Элефант» получает 0 баллов.
Общие аспекты. В картине очень смелая и интересная подача юмора. Он может идти как из диалогов, так и из звуков, движения рук, надписей, глаз. Видеть подобное непривычно и не всегда уютно. Иногда, это даже юмором назвать сложно. Например, сцена в полицейском участке. Главный герой приходит на допрос и садится рядом с детективом. В ходе разговора Валентин берёт у полицейского кружку, на которой написано "злодей". На подобное можно попросту не обратить внимания, но если заметить, то непонятно, смеяться или нет. Фильм очень слабо реализовывает такие идеи. Также здесь есть странности с персонажами. Вот дочь не впускает главного героя к себе в квартиру, но уже в следующей совместной сцене она соглашается на общее место проживания, а ещё чуть позже оставляет с Валентином внучку. Девочка-ветер? Я понимаю, что в фильме полным-полно вычурности, но всё-таки эти сцены с отцом и дочкой показаны весьма серьёзно. К сожалению, я не могу поставить выше, чем 0 баллов.
Вердикт
«Элефант» - это очень самобытное кино, которое явно зайдёт не всем. В нём очень трудно остаться после первых минут просмотра, но под конец хочется, чтобы оно продолжалось. Мне было очень мало этих 77-и минут. Данную комедию могу порекомендовать только для просмотра в кругу семьи. Возможно, что юмор понравится Вашим детям и они останутся в восторге. В «Элефанте» нет ничего взрослого и пошлого. Это просто добрая и наивная история про детского писателя. От меня картина получает 5 баллов из 10. Оставлю ей место в Мемуарах неординарного кино.
Карта канала «Кинотаурус»
Всем спасибо за прочтение, смотрите только качественные фильмы ㋛