Найти в Дзене
Lemon Stories (Кино)

"Апокалипсис сегодня": Утро начинается с запаха напалма

"Апокалипсис сегодня", фильм Фрэнсиса Форда Копполы 1979 года, повествующий о войне во Вьетнаме, до сих пор считается одним из самых впечатляющих произведений кино, крепко укоренившимся в поп-культуре. Взять хотя бы сцену с вертолётами, летящими под аккомпанемент "Полёта валькирий" композитора Рихарда Вагнера, или знаменитую цитату подполковника Билла Килгора:

Люблю запах напалма поутру!

По сюжету опытный спецназовец капитан Уиллард, на момент начала фильма уже неслабо потрёпанный войной, получает необычное задание – устранить отбившегося от рук командования полковника армии США Курца, который предварительно сойдя с ума, сбежал в джунгли вместе с группой солдат и продолжил вести партизанскую войну против Вьетконга. Довольно успешно, кстати. Первоисточником для картины послужила повесть Джозефа Конрада "Сердце тьмы", и пусть декорации и персонажи отличаются, основная идея остаётся той же – главные герои спускаются вниз по реке, чтобы достичь определённой цели, но чем дальше они продвигается, тем яснее понимают, что оставили свою человечность где-то позади.

Именно человечность и является одной из главных тем фильма. Можно обратить внимание на то, что каждый сюжетно важный герой из последних сил цепляется за что-то, связывающее его с прошлым собой, или же представлениями о себе, будь то письма девушки, доска для сёрфинга, или щенок.

В определённом смысле фраза "фильм, повествующий о войне во Вьетнаме", появившаяся в начале статьи не совсем правильна. Как "Сердце тьмы", так и "Апокалипсис сегодня" – это символическое путешествие в человеческую психику, точнее, в ту её часть, о которой мы предпочли бы забыть. При этом Вьетнам служит всего лишь декорацией, набором условий, который вводит нас в первобытное состояние; чем глубже в джунгли уходит лодка, тем интенсивнее бои с партизанами и тем труднее солдатам удержать остатки своей человечности. Такая закономерность проявляется на протяжении всего сюжета, пока мы наконец-то не достигаем полковника Курца, самой своей (новой) личностью олицетворяющего войну, ради которой он пожертвовал самим собой. Зритель чувствует то ли замешательство, то ли восхищение, не имея возможности понять, что этот герой из себя представляет. Как однажды выразился Аристотель,

Человек вне общества - либо Бог, либо зверь.

Даже сам процесс съёмок фильма стал по-своему легендарным. "Апокалипсис сегодня" снимался на Филиппинах с участием местной армии (США оказались помогать из-за антивоенного посыла). Коппола вложил в проект все свои деньги и пережил несколько серьёзных нервных срывов. Декорации к фильму и оборудование для съёмок были уничтожены ураганом, что было своего рода кармическим наказанием за то, что съёмочная группа сожгла часть джунглей. Но одной из самых больших катастроф был Марлон Брандо, исполняющий роль полковника Курца. Когда актёр прибыл на съёмки, оказалось, что он не только не похудел, как предполагал сценарий, но и неслабо разжирел. И кстати, сценарий он тоже не прочитал. Только спустя несколько дней бездействия на площадке Копполе удалось наконец-то уговорить его изучить материал и начать играть. Что ни говори, а получилось идеально.

После не менее мучительного и долгого процесса монтажа фильм наконец-то вышел в прокат, немедленно разделив публику на фанатов и хейтеров картины. Кроме того, посыл фильма оставался неясен: то ли он порицал войну, то ли славил армию США. В каком-то смысле, он был и тем, и другим, и ничем из перечисленного. Изначальный автор сценария, Джон Милиус, придерживался крайне правых политических взглядов и однозначно поддерживал действия американцев во Вьетнаме, тогда как режиссёр задумывал фильм как антимилитаристский. Описывая его уже после выхода, он сказал:

Мой фильм не о Вьетнаме, мой фильм и есть Вьетнам. Мы снимали его так же, как американцы воевали,— нас было слишком много, мы не вылезали из джунглей, мы были завалены оборудованием и деньгами и тоже постепенно сходили с ума.

Вот и всё, предлагаю вам поставить лайк (если хотите), купить попкорн и приготовиться к просмотру фильма, который до конца жизни оставит вас с психологической травмой, как этого и хотел великий Фрэнсис Форд Коппола.