Найти в Дзене
Иль Аб.

Трезвая Россия или мифы о пьянстве русских

Сейчас алкоголь стал неким брендом для России. В соцсетях очень много фото с бутылкой водки (самогона, коньяка и т.д.) и ломтиком сала (рыбки, колбасы) как истинно российского времяпровождения. И авторы подобных снимков приводят в пример князя Владимира, который якобы выбрал христианство в качестве новой религии для Руси только потому, что она разрешала пить алкоголь, помните «веселие на Руси – питие еси».

Даже кинематограф (как зарубежный, так и российский) показывает употребление хмельного как главную черту всех русских.

Из Яндекса.
Из Яндекса.

Однако экскурс в историю показывает, что на Руси с пьянством дело обстояло намного строже. Нет, жители древней Руси варили мед, пиво, из Греции возили вино – но все это употреблялось только в праздники – именно отсюда и пошла фраза про «веселие Руси».

Также в пример можно привести старинные песни, сказки, былины – в русских нет восхваления пьянства. Тогда как в скандинавских прямо указывалось, что воин обязан быть доблестным не только на поле брани, он и на хмельном пиру обязан пить вина больше всех. Такие же сцены можно встретить в эпосах древней Германии, Англии, Франции.

На Руси же православие пропагандировало воздержание от употребления хмельного. К примеру, преподобный Феодосий печорский, регулярно бывавшего в теремах киевского князя Святослава Ярославича, призывал его сокращать пиры.

Из летописей можно узнать, что умеренностью в еде и, особенно в питье отличался Владимир Мономах. Вот отрывок из его знаменитого поучения своим детям: «Бойтесь всякой лжи, пиянства и любострастия, равно гибельного и для тела и для души».

А его внук Андрей Боголюбский, причисленный православной церковью к сану святых, вообще прекратил традицию совместных пиров с дружиной и боярами.

Конечно, не стоит идеализировать средневековую Русь. Случаи повального пьянства были и среди простого народа и среди князей. В летописях отмечены случаи пьянства с тяжелыми последствиями. Князь Василий II второй дважды попадал в неприятности из-за излишнего употребления хмельного. В первый раз перед битвой с войсками Юрия Звенигородского (это 1433 г) он щедро наливает московскому ополчению. Битва проиграна, а сам князь был лишен глаз, за что получил прозвище Темный. Уроков из этого поражения он не извлек и через 12 лет «повторил» свою ошибку – в 1445 он устраивает роскошный пир со своей дружиной перед битвой с татарским войском – естественно, опять проигрыш.

Тяжелые поражения стали для князя уроком, и он начал борьбу с пьянством. А его сын – князь Иван III, спиртное вообще поставил под запрет. Об этом можно узнать из воспоминаний венецианского дипломата Иосафата Барбаро, который хвалил такое решение князя.

Нет, полного запрета не было – но все хмельное разрешалось употреблять только по праздникам. А в случае свадьбы, поминок, крестин – то есть всего того, что в список государственных и церковных праздников не входило, поступали по следующему. Глава семьи должен был написать прошение в канцелярию наместника (воеводы) с просьбой наварить (купить) хмельного с указанием причины. Если разрешение ему давалось, то он обязывался уплатить пошлину и получал «добро» на варку или приобретение хмельного. Но не более указанного в прошении количества.

Иван IV Грозный продолжил политику своих предков. Вот что писал о его периоде правления Михалон Литвин в своем трактате «О нравах татар, литовцев и москвитян» - «Москвитяне и татары уступают литовцам в силе, но превосходят их деятельностью, воздержанностью, храбростью и другими качествами, которыми утверждаются государства. Мою же родину Литву губит пьянство».

Князь Курбский, перебежавший от Грозного к полякам, был неприятно удивлен беспрерывными пьянками польских вельмож, да еще участие в них дам знатного происхождения. Вот как он описывал местные нравы в своих записях: «сядут за стол, за кубки и болтают со своими пьяными бабами. Пьяные они очень храбры, в речах берут и Москву и Константинополь, даже с неба готовы снять спрятавшегося там татарина. А когда лягут на пастели между толстыми перинами, то едва к полудню проспятся, встанут чуть живы с головной болью».

На Руси же «Домострой» рекомендовал женщинам употреблять на пирах квас или слабоалкогольную брагу. Все праздники ранее проходили по определенным обычаям и отнюдь не выглядели вульгарными обжираловками, как сейчас пытаются представить их.

На свадьбах спиртное полагалось только гостям, жених с невестой не могли даже пива выпить – обычай требовал им быть абсолютно трезвыми.

Запрет на продажу спиртного народу снял Борис Годунов, открыв так называемые «царевы кабаки». Тем самым снизив «градус» неудовольствия царским правлением и получит дополнительную прибыль в государственную казну. Поэтому хмельные напитки могло производить только государство.

Из Яндекса.
Из Яндекса.

Правивший после него Василий Шуйский предпринял попытку борьбы с повальным пьянством, но «джин» уже был выпущен из бутылки. Для борьбы с пьяницами была устроена специальная «Бражная тюрьма», говоря проще вытрезвитель. В нее помешали людей, появившихся на улицах Москвы в пьяном виде. Попавшим сюда впервые давали просто проспаться и наутро отправляли домой, тех же, кто попадался повторно, били батогами. Если же человек попадал сюда в третий раз, то его ждало наказание кнутом, после чего тюремное заключение.

Правда наказание батогами и кнутом вскоре отменили, но вот кабаки закрыть не получилось, хотя Шуйский и предпринимал такие попытки. Уж слишком большим оказался доход с них, а для разоренной смутой страны деньги были нужны – казан была пуста.

Но и в этих условиях государство сохранило монополию на производство хмельного. С проявлениями пьянства старались бороться повсеместно: и само государство, и бояре и церковь. Вот что писал боярин Морозов управляющим своих вотчин, требуя от них проследить, чтобы крестьяне «вина на продажу не курили и табаку не держали и не курили и не продавали, зернью и картами не играли, бабками не метали и на кабаках не пропивались».

Патриарх Никон поступил еще строже, запретив держать в монастырях водку. А уличенного в пьянстве священника ждало лишение сана, минимум последнего могли направить служить куда-нибудь в захолустье.

Царь Алексей Михайлович вовсю вынес все кабаки за городские стены, при этом преследуя сразу несколько целей. Во-первых, пьяные не оскорбляли своим видом добропорядочных людей. Во-вторых, ночью городские ворота закрывались и в кабак попасть было невозможно. Разве что остаться за городскими стенами, но в этом случае безопасность горожанина ложилась на его плечи.

Но вот наступило правление его сына – Петра I, получившего от потомков прозвище Великий. Он сделал много хорошего для страны, но и плохого в его правление было немало. В частности царь начал устраивать так называемые «Бахусовы потехи». На которых спиртное текло рекой. Кроме этого сам государь приказал привлекать к ним женщин.

По стране начали строится винокуренные заводы, увеличилось число кабаков, аустерий и других заведений, где любой мог употребить хмельной напиток.

И он же разрешил частным лицам винокуренное производство. С тех пор в России спиртные напитки мог производить любой, достаточно было заплатить за разрешение. И народ начали спаивать.