Оказывается, среди талантливых художников фирмы Карла Фаберже была яркая художница Альма Пиль. Шедевральные пасхальные яйца для императорской семьи, коллекция драгоценностей из серии «Морозные узоры» - количество созданных ею украшений превышает две тысячи изделий.
Когда ювелирное искусство считалось делом исключительно мужским, русскоговорящая шведка стала первой женщиной-дизайнером, которая превзошла многих представителей сильного пола. Быть может, в России появились бы ее преемницы, но революционные события вынудили Фаберже закрыть прибыльное дело.
Альма Пиль перебралась в Финляндию, где скромно жила вместе с мужем и до конца своих дней хранила тайну о былой профессии. Никто из финнов и подумать не мог, что простая улыбчивая учительница когда-то считалась одним из лучших ювелиров Российской империи.
Сама судьба предрекла этой незаурядной женщине стать дизайнером, ведь ее отец Кнут Оскар Пиль был ювелиром, как и его предки. А матушка, Фанни Холмстрем, тоже родилась в семье известного мастера.
С 1903-го года ее дядя Альберт Холмстрем руководил все работой мастерской Фаберже, и вскоре дал племяннице должность простой рисовальщицы. Разумеется, после обучения искусству рисования. Однако именно здесь раскрылся удивительный талант молодой девушки.
И вскоре она стала настоящим дизайнером. Ее фантазия и легкая рука воплотили в жизнь эскизы великолепных украшений из золота, серебра, дорогих каменьев. И, конечно, неповторимые по красоте пасхальные яйца.
Так, Альма Пиль создала дизайн, а ее дядюшка изготовил утонченное колье-браслет, которое вошло в знаменитую серию под названием «Морозные узоры».
Как она появилась? Женщине-ювелиру помог прославиться богач и нефтяной король Эммануил Нобель.
Он сделал большой заказ на сорок скромных брошей бюджетной стоимости. Таких, чтобы их можно было преподнести в качестве презентов супругам клиентов-иностранцев. И чтобы они не отличались роскошью (не дай бог решат, что это взятка).
Альма блестяще справилась с поставленной задачей и разработала эскиз одной чудесной алмазной брошки, напоминающей причудливую зимнюю снежинку. Нобель пришел в восторг и тут же заказал все сорок штук у фирмы Фаберже.
Впоследствии появился роскошный бриллиантовый кулон в виде конусообразной льдинки. Взгляните, как грациозно смотрится горный хрусталь в сочетании с бриллиантами огранки «роза»!
Среди великолепных пасхальных яиц, изготовленных для династии Романовых, особенно выделяется «Зимнее». Конечно, оно родилось благодаря задумке нашей героини. Скорлупа из искрящегося льда – это само воплощение магии сибирских гор, резной хрусталь.
Кажется, что это не тысячи алмазов и бриллиантов сверкают на солнце, а капли воды в весенних ручьях несутся навстречу ветру. Корзиночка из платины с нежнейшими розовыми алмазами и белыми бутонами цветов стала подарком-сюрпризом, заключенным внутри яйца.
Николай Второй был покорен изящной драгоценностью и выложил за нее кругленькую сумму в двадцать четыре тысячи шестьсот рублей. Для другого постоянного заказчика, уже нам известного, Эммануила Нобеля, Альма придумала неповторимое «Ледяное» яйцо.
Прекрасная, тонкая работа: сочетание прозрачного горного хрусталя, окантовки из бриллиантов, благородной платины, редких жемчужин и прозрачной белоснежной эмали делает вещицу просто сказочной. Кажется, будто драгоценность сделали не люди, а волшебники самой Снежной королевы.
Жизнь после революции в небольшой финской провинции в корне отличалась для Альмы и ее супруга Николая Клее от привычных светских будней в многолюдном Петербурге.
Ни словом не обмолвившись о собственных достижениях, женщина обучала детишек рисованию и чистописанию. Так пролетели двадцать четыре года, пока супружеская пара не перебралась в Хельсинки, где скромная учительница покинула этот мир, дожив до 87-ми лет. Лишь только племяннице Лидии, которую Альма просто обожала, она решилась рассказать о своем прошлом.