Найти тему

Страх наказания или высокие моральные принципы? Теория нравственного развития

Оглавление

"Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них — это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне"

Иммануил Кант

Существует множество теорий, кто-то из учёных верит в бессмертную душу и считает, что с нравственным законом мы рождаемся, кто-то считает, что никакой души нет, и наша нравственность — это не более чем научение. Судя по феномену ребёнка - маугли, это так и есть. "Человек" — это надстройка над зверем, этому нужно учить. Так или иначе, нравственность, мораль, совесть развиваются в течение жизни человека и проходят определённые этапы.

Лоуренс Кольберг американский психолог, специалист в области психологии развития всю жизнь работал над теорией нравственности, основываясь на трудах швейцарского психолога Жана Пиаже, который одним из первых начал изучать формирование морали у детей, в рамках свой теории когнитивного развития. Кольберг вышел за пределы изучаемого Пиаже возраста и сформулировал собственную теорию нравственного развития человека.

Теория нравственного развития Л.Кольберга

В представление Кольберга нравственное развитие человека продолжается всю его жизнь и главную роль в его формировании играет понятие Справедливости. Всего он выделял три стадии, каждая из которых делится на два уровня. Согласно его теории они идут строго друг за другом, и переход с одного на другой — это результат развития когнитивных навыков и способности к эмпатии. Они не находятся в прямой зависимости от возраста человека. И не все и не всегда преходят со стадии на стадию. В действительности, большинство людей никогда не достигают третьего уровня. А некоторые взрослые так и остаются на первом.

Уровень 1. Доконвенциональный

В основном присущ детям, хотя и у взрослых встречается, намного чаще, чем хотелось бы

-2

1 стадия

Дети ещё не понимают, что хорошо, а что плохо, они ориентируются на реакцию взрослых, если за какой-то поступок похвалили — этот поступок был хорошим, если поругали — плохим. Сам поступок, а не его нравственная составляющая. Собственные ориентиры не выработаны. Причина и следствие на этой стадии часто перевёрнуты: Действие нравственно неправильное, потому что, тот, кто его совершил, понёс наказание. Чем сильнее наказание, тем более аморальным кажется ребёнку действие, которое к нему привело. Это может привести к эффекту, что сила наказания будет автоматически обозначать, что действие было неправильным. Как часто мы слышим о жертвах насилия — "сам/сама виновата". Ещё на этой стадии очень сильна эгоцентрическая позиция — всё, что мне не приходит в голову, или представляется мне невозможным — не существует. Человек не понимает, и не верит, в то, что существуют отличные от его точки зрения.

2 стадия

Наивная гедонистическая ориентация. Ребёнок (человек) готов поступать правильно/хорошо, но только с целью получить выгоду, и никак иначе. Добро само по себе, всё ещё очень абстрактная категория для него. "Ты мне - я тебе". На этой стадии ребёнок не только боится наказания за "плохие" действия, но и готов делать что-то "хорошее", но за вознаграждение, если такового не предполагается, вести "хорошо" он себя не хочет. Ребёнок может применять различные стратегии для получения желаемого (смотря чему его обучили), например, пытается обменяться с другим ребёнком, но если обмен не получится, может и отнять понравившуюся вещь. Формально он уже способен учитывать интересы других людей, но только не в ущерб собственным.

Уровень 2. Конвенциональный

Этот уровень развития присущ подросткам и взрослым. Подавляющее большинство людей остаются здесь.

-3

3 стадия

Ориентация на соответствие ближнему окружению/малой группе. На этом этапе человек зависим от мнения окружающих и хочет завоёвывать их любовь и признание с помощью надлежащего поведения. Готов вести себя "хорошо" без прямой выгоды для себя лично.

4 стадия

Установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил. Мораль индивида совпадает с законами общества. Человек хорошо осознаёт силу закона и понимает для чего он нужен. Понимает, что наличие правил и законов защищает членов общества и его лично. Человек идентифицирует себя с носителями этого закона — с Государством. Эта, в общем, неплохо, если только Государство не становится гитлеровской Германией. На этом этапе человек имеет довольно широкую вариативность взглядов, но всё же в большей степени его мораль продиктована внешней силой. Принуждение "вести себя хорошо" остаётся внешним. Что законно — то и морально.

Уровень 3. Постконвенциональный

Автономный уровень нравственности. Собственное моральное суждение стоит над "общей точкой зрения". До этой стадии доходят единицы. Приходит осознание, что индивид обладает собственным взглядом на вещи, и если они не совпадают с точкой зрения большинства, то индивид не обязан подчиняться требованиям большинства.

-4
Тут особенно стоит отметить, что Кольберг говорит о нравственном РАЗВИТИИ, а не обо всех людях, которые считают себя стоящими над обществом, то есть речь не идёт о маньяках, психопатах, социопатах и других, обладающих сверхидей, и "знающих" как нужно жить всем остальным, и уж тем более не о тех, кто пытается заставить всех жить "правильно" применяя кнуты и пряники различными степени жёсткости.

Люди на данном уровне живут, руководствуясь собственными моральными принципами, которые обычно включают такие основные права человека, как право на жизнь, свободу и справедливость. Они уважают права и мнения других, как бы сильно они расходились с их собственными и предполагают, что закон — это гибкий механизм, созданный для человека, а не наоборот.

5 стадия

Утилитаризм и представление о морали как продукте общественного договора. Понимание того, что в мире существует огромное количество мнений, норм и правил, и все они не могут быть хорошими или плохими. Все эти мнения стоит уважать, но для нормального функционирования общества неизбежен компромисс, в пользу решения большинства. Все демократии стремятся претворить именно этот принцип в жизнь. Получается как получается.

6 стадия

Универсальные этические принципы. Закон для данного индивида существует только в тех пределах, в которых соответствует его понятию Справедливости. Человек действует не из страха перед наказанием, не для выгоды, не для того, чтобы его любили, а потому что считает свои действия правильными. В целом данная стадия соответствует аретологической этике.

Сам Кольберг считал, что минимальное количество людей может постоянно действовать на данном уровне.

В следующей статье мы дадим вам задачу Кольберга на определение нравственного уровня.
Подпишитесь, чтобы не пропустить, а пока пишите в комментариях, на какой стадии нашли себя, и почему же вы все-таки не совершаете преступления?