Специальный проект, стартовавший в начале февраля 2020 года на международном портале BERLOGOS, в контексте происходящего логично назвать так: «Элитная недвижимость с Ольгой Шафиевой: время новых возможностей».
Ольга – руководитель по работе с партнерами, эксперт по недвижимости Премиум и Бизнес класса в агентстве «Ориентир Недвижимость», координатор в «Галерее Элитной Недвижимости». Сегодня – новый диалог.
– Ольга, в феврале и марте Вы участвовали в важном для Вас мероприятии – комплексном обучении в Академии Элитных Брокеров, организованном основателем и владельцем агентства элитной недвижимости Whitewill Олегом Торбосовым. Как этот опыт воспринимается на фоне происходящего сейчас в мире?
– Гармонично. Поскольку сама жизнь стремительно перенесла всех нас в новое измерение, московский опыт оказался очень кстати. Тот уровень, который на практике достигнут многими московскими застройщиками (по-настоящему элитными), позволяет именно с этой высоты, в этой системе координат, внимательно посмотреть на то, что в режиме блица происходит сейчас на горизонте и даже за ним.
Время инфантильности завершилось. Все процессы пошли очень по-взрослому. Колоссально возросли риски и ставки на всех уровнях. В математике есть такой раздел: теория игр. Вкратце: это метод изучения оптимальных стратегий.
– В теории игр под игрой понимается процесс, в котором участники ведут борьбу за реализацию своих интересов. О каких интересах идет речь в данном случае?
– Прежде всего, об экономических интересах. Недвижимость всегда играла в экономике и процессах передела власти и собственности ключевую роль.
Но недвижимость бывает разная. Бывает – на века. А бывает – типа многих современных автомобилей, рассчитанных на три-пять лет, а то и меньше. После чего владельцу снова пора в автосалон (так было раньше!) за очередной новинкой…
Думаю, что глобальная экономическая модель модных, но далеко не вечных ценностей сегодня умерла окончательно. Умерла во всемирном масштабе, отчего инерция нынешней «заморозки» будет длительной, мучительной и колоссальной.
Сам ход всемирной истории великодушно отпустил большинство из нас на «апрельские каникулы». Всем нам целый месяц дан на комплексную «инвентаризацию», переосмысление своих подходов к жизни и к бизнесу. К управлению активами, к их вдумчивой переоценке на основании новых «вводных». И то, что ещё вчера считалось прекрасным активом, завтра может превратиться в безнадёжный пассив.
Собственно, не надо быть доктором исторических наук, чтобы на конкретных примерах из прошлого понять: во времена мощных системных кризисов (а сейчас мы имеем дело именно с ним) всегда происходит одно и то же – все ценовые соотношения в экономике, все приоритеты и ключевые задачи резко и стремительно трансформируются.
Данный процесс – неизбежен. Тот, кто быстрее остальных его осмыслит и сделает верные практические выводы – тот и преуспеет в новой реальности!
И самое важное на этом пути – мысленно «отцепиться» от реальности старой. Её больше нет в принципе, и все иллюзии на сей счет – крайне вредный и опасный тормоз.
– Поскольку изначально наш проект был сформулирован как «Недвижимость Екатеринбурга с Ольгой Шафиевой», давайте перейдём к местной тематике.
Как, на Ваш взгляд, всё происходящее в стране и мире коснётся столицы Урала?
– Уже касается. И весьма ощутимо и болезненно. Думаю, для Екатеринбурга последствия будут особенно жесткими. Если не сказать жестокими.
– Почему?
– По многим причинам. Начиная с фразы про столицу Урала в вашем вопросе. Да, все мы любим свой родной Екатеринбург, считая его по-своему столичным. Но это зачастую миф: на фоне той же элитной московской недвижимости, которую я за два сета обучения в Академии Элитных Брокеров увидела во всех существенных нюансах и деталях, у меня как профессионала сильно поубавилось иллюзий относительно «столичности» уральского мегаполиса, который в нашем местном представлении чуть ли не мирового уровня.
Проигрыш Осаке в борьбе за ЭКСПО-2025 слегка охладил подобное высокомерие. Боюсь, что сейчас развитие мировой ситуации еще резче укажет нашему провинциальному городу на всю истинную степень его провинциальности во многих аспектах.
– Вы не боитесь, что подобные пассажи вызовут шквал обвинений в том, что московский воздух новостроек уровня Barkli Gallery и Академия Элитных Брокеров вскружили Вам голову?
– Проблема несоответствия «элитной» недвижимости Екатеринбурга статусу истинной элитарности объективна и очевидна. Обучение в Москве, в ходе которого во всех нюансах, снаружи и изнутри, я изучила достаточно большое количество реально элитной недвижимости VIP-уровня и премиум-сегмента, заставило меня применительно к Екатеринбургу вспомнить сказку Ханса Кристиана Андерсена. Сказку о голом короле.
Потому что всё познаётся в сравнении.
– И оно – не в пользу Екатеринбурга?
– Повторю: я очень люблю Екатеринбург. Но адекватность я люблю еще больше. Мы можем называть центр Свердловской области Лондоном на Исети, евразийским Нью-Йорком или ещё как-нибудь в этом роде, но подобные лингвистические упражнения не имеют никакого отношения к внутренней финансовой механике рынков по-настоящему элитной недвижимости мирового уровня. Особенно в такие периоды, как сейчас.
Понимаю, что мозоль больная. И теоретически можно сделать вид, что «ноу проблем». Однако сегодня складывается такая экономическая ситуация и такая динамика, что всякие маски и всяческие покровы – сорваны.
Сорваны вихрем происходящих в мире стремительных перемен.
– Считаю правильным подтвердить искренность Вашей позиции перед читателями этого интервью. Когда 3 января 2020 года мы с Вами беседовали в Ельцин-Центре о мировых событиях, о коронавирусе тогда никто не говорил – обсуждали лишь убийство Касема Сулеймани.
Предложение назвать наш проект «Элитная недвижимость с Ольгой Шафиевой» Вы отклонили категорично: «В Екатеринбурге элитной недвижимости нет». Получается, что обучение в московской Академии Элитных Брокеров лишь усилило Вашу оценку?
– Разумеется, если я в январе считала, что элитной недвижимости в Екатеринбурге нет, то февральский и мартовский сеты в агентстве Whitewill никак не могли восполнить эту екатеринбургскую недостачу. Что в этом плане могло здесь измениться?
– Допустим, в городе элитной недвижимости нет. А за городом?
– За городом, в часе езды от центра Екатеринбурга – есть. По-настоящему элитная.
К примеру, на берегу замечательного озера Таватуй. Там, где экологически чистая, восхитительная природа вокруг, чудесная и зимой и летом.
Сегодня, когда вопрос социальной дистанции столь актуален, этот вариант вообще вне конкуренции. Тут не просто на расстоянии полутора метров никого вокруг нет. Тут на площади почти трёх гектаров – пространство личного комфорта и безопасности!
Сейчас это объективно величайшая ценность. Поскольку давно знаю региональный рынок элитной недвижимости изнутри и во всех нюансах, скажу прямо: аналогичных по качеству вариантов в Свердловской области – меньше, чем пальцев одной руки.
– Можно сразу перейти к ценнику объекта на озере Таватуй?
– Я привела этот пример лишь как иллюстрацию по-настоящему эффективной самоизоляции в нынешних сложных условиях. Да и на перспективу тоже.
Но поскольку данный объект поручено продавать мне, могу назвать и ценник, если уж такой прямой вопрос задан. На данный момент: 240 миллионов рублей.
– Без скидок на сегодняшнюю конъюнктуру?
– Скажите спасибо, если не будет наценок: возможность с комфортом проводить время в экологически чистом, тихом и спокойном месте сейчас очень дорогого стоит.
К примеру, Криштиану Роналду, обеспокоенный ситуацией с коронавирусом в Италии, предпочел покинуть расположение «Ювентуса». И согласно появившейся в СМИ информации, купил остров, на котором будет находиться до спада эпидемии.
Однако Россия, в отличие от атлантического побережья, не богата на тёплые острова. Здесь вместо островов – скорее озера. В ожерелье вековых кедров и елей. Мощь уральской природы, где энергетика земли и воды усиливают друг друга.
– И что именно предлагается за 240 миллионов рублей?
– Прежде всего, по-настоящему уникальная локация. Экология и чистейший воздух. Береговая линия озера Таватуй протяженностью 250 метров.
Резиденция с собственным эллингом и пирсом, площадь участка 2,7 гектара. Площадь усадьбы 926 квадратных метров: 21 жилая комната и 9 подсобных помещений. Плюс двухэтажный гостевой дом площадью 200 квадратных метров. В двадцати метрах от озера – баня (тоже, кстати, с давних пор традиционный и весьма эффективный фактор в пользу крепкого здоровья). Еще – вертолётная площадка, что тоже весьма показательно.
По нынешним временам, за весь этот комплекс – совсем не дорого.
– Почти даром…
– Зря иронизируете. Даже до всей нынешней турбулентности 240 миллионов за резиденцию на Таватуе – очень адекватная цена. А теперь, после выступлений Президента РФ и последовавших за этим мер, направленных на действенную репатриацию крупных российских капиталов на Родину, и подавно: резиденция – для резидентов.
Это объективно прекрасный способ сохранить свой капитал. Именно сейчас.
– Вы, Ольга, действительно очень хороший брокер элитной недвижимости!
– Строго говоря, англ. Broker – это посредник. И тут есть один важный момент: информационные технологии в информационной экономике информационного общества объективно сводят роль любых посредников к нулю.
Обнуляют. Как очень и очень многое сегодня. Причем, на всей нашей планете.
– И что приходит на смену обнулению посредников?
– Принципиально новый функционал. В первом чтении я бы это назвала так: эффективное управление активами в ситуации острого глобального системного кризиса.
К примеру, многие самые (якобы) престижные новостройки Екатеринбурга в перспективе могут стать очень сомнительным по качеству активом.
А та же резиденция на озере Таватуй – это актив объективно ценный. Как и многая другая загородная недвижимость в целом, где экологическая чистота – превыше всего.
Надеюсь, вы согласитесь, что один из лучших футболистов мира обладает очень быстрой и адекватной реакцией на происходящее вокруг? И у него финансовый ресурс таков, что позволяет делать максимально широкий и максимально осознанный выбор.
– Согласен. К сожалению, островов на всех не напасёшься. Но вот для людей попроще варианты есть. Мне недавно публикация на глаза попалась: «Почему пермяки выбирают загородную жизнь? 10 причин бросить каменные джунгли»…
– Этот текст я тоже читала. Практически все из указанных там десяти причин созвучны тому, что характеризует усадьбу на Таватуе.
Центральный мотив – назад к природе. И думаю, что это правильно.
– Здоровье и безопасность сейчас – главный мотив и актив?
– Безусловно. Довольно-таки живенько жизнь возвращает многих с зияющих высот умозрительных конструкций к самому основанию знаменитой Пирамиды Маслоу.
– «Не до жиру, быть бы живу»?
– Есть и более расширенный вариант этой поговорки: не до жиру, не до пиру – быть бы живу… К сожалению, сейчас действия многих сил в глобальном мире явно напоминают пир во время чумы. Но это – уже предмет совсем другого разговора. Вернёмся к теме.
Ситуация вокруг объективно сложная. Кризисная. А в любом кризисе очень важно своевременно принимать максимально верные решения. Реально антикризисные.
– Тема движения времени и денег – недостаточно раскрыта…
– На весь апрель 2020-го время замерло. Но у денег сейчас турбулентность нарастает буквально с каждым часом: как их защитить и сохранить в условиях, когда глобальная экономика переживает беспрецедентные за век потрясения?
Главное сейчас – так анализировать ситуацию (и по возможности управлять ею в сфере своих компетенций), чтобы не сокрушаться в самом ближайшем будущем о потерянном времени и о потерянных деньгах. Бездарно и безвозвратно потерянных.
– Что конкретно Вы предлагаете?
– Во-первых, прийти к консенсусу о беспрецедентной сложности и остроте ситуации. На основе этого консенсуса – не сожалеть о прошлом, а спасать настоящее и будущее. Своей семьи. Своей компании. Бизнеса. Страны. Мира. Уж на что у кого хватит ума и сил.
Во-вторых, привести деловые отношения в строгое соответствие с кардинально изменившимися условиями. Применительно к рынку недвижимости: прежний рынок ушел в небытие, вместе с прежней комиссионной практикой. Надо выстраивать новые, обоюдно уважительные отношения в рамках принципиально новой модели, которую уже вкратце обозначила: эффективное антикризисное управление активами.
В-третьих, на основе новых отношений и новых условий логично создавать новые конфигурации и институты, нацеленные на адаптацию общества, власти и бизнеса к принципиально новой внешней среде. В детали вдаваться здесь и сейчас неуместно, но суть понятна: новому времени – новые «центры кристаллизации», которые способны помочь найти общий язык предпринимателям между собой, с властью и с обществом. Учитывая остроту объективной ситуации, к этому готовы и общество, и власть. По поводу бизнеса сомнений у меня больше. Но искренне надеюсь, что наиболее адекватная часть бизнес-сообщества, заинтересованная во всеобщем выживании, сможет-таки консолидироваться на базе институциональных решений, адекватных вызовам времени.
В-четвертых, в рамках этих новых институциональных решений (давайте возьмём за основу этот термин) жизненно важно мобилизовать ресурсы, направляемые на осмысление происходящего и реализацию практических выводов из этого осмысления.
Сейчас всё чаще вспоминают о «Плане Маршалла» – применительно уже не только к Европе, но и, например, к Мексике или Африке. На местном уровне логично начать взаимодействие в аналогичном контексте: пока у многих еще остаются ресурсы разного вида, логично объединить их ради синергетических эффектов, способных обеспечить всем участникам альянса более надежное, успешное и предсказуемое будущее.
В-пятых, применительно к рынку недвижимости: логично провести своего рода аудит «элитных» объектов, их тотальную инвентаризацию. Чтобы понять, кого еще можно и нужно спасать и спасти. А кого – бесполезно, и потому нет практического смысла тратить на это тщетное мероприятие весьма ограниченные и постоянно тающие ресурсы.
Да, это выглядит весьма сурово. Но таковы уж внешние вызовы, отвечать на которые мы все вынуждены. И адекватность им – один из ключевых и решающих факторов.
На основе сформулированных пяти последовательных пунктов предлагаю начать практическую работу в проектном формате, когда в рамках каждого конкретного проекта создается временный союз участников и, соответственно, синтез их ресурсов.
Многие привычные «жесткие» организационные формы, скорее всего, сейчас уже безнадёжно сломаны под натиском внешних обстоятельств. Они теперь не в силах помочь.
А проект – форма достаточно гибкая и живучая. Каждый желающий может инициировать свой проект, вокруг которого в том числе и наша экспертная группа готова организовать практическую работу. Эта работа начинается с главного: целей, задач и приоритетов инициатора (заказчика) данного конкретного проекта.
Сами проекты могут сегодня, на мой взгляд, делиться на две категории.
Первая: проекты по защите «всего нажитого непосильным трудом». Думаю, с эффектом шагреневой кожи сейчас и в ближайшей перспективе будут активно знакомиться все, независимо от своего отношения к Оноре де Бальзаку.
Вторая категория – для более амбициозных, кто чувствует в себе уверенность и решимость в полной мере поймать в свои паруса всю мощь стартовавшего «ветра перемен». Это гораздо сложнее, чем проекты первой категории, но гораздо более интересно и актуально. Многое из того, что убудет у первой проектной категории, именно второй и достанется. Не в первый раз в истории цивилизации и не в последний.
– Чисто организационно Вы предлагаете строить работу на базе агентства «Ориентир Недвижимость» или же «Галереи Элитной Недвижимости»?
– Скорее, на базе самого термина «ориентир», поскольку именно в верных ориентирах сейчас огромная объективная потребность. Но организационно это может быть выстроено как угодно: пусть даже вокруг нашего совместного проекта с агентством эффективного маркетинга «Студия капитализация бренда».
Сейчас именно «капитализация» – ключевое понятие. Капитализация будущего. Капитализация внешних обстоятельств. Капитализация профессиональных компетенций. Тут есть пространство для диалога, к которому каждый желающий может присоединиться. Электронный адрес: shafieva@orientir.pro Мобильный телефон: +7 (922) 617-69-09.
Давайте думать и действовать! Быстро. Грамотно. Эффективно.