Найти тему

Как воспитать самостоятельного ребенка. 9 простых правил

Оглавление

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Мы много говорили о том, какие действия родителей приводят или могут привести к различным нарушениям в психике ребёнка. Все уже более-менее понимают, что нельзя детей бить, нельзя на них орать, нельзя неуважительно относиться. В общем, как это ни удивительно для некоторых, но поговорка "Относись к другим так, как хотел бы, что б относились к тебе" вполне применима и к детям.


Но, дети всё же — не маленькие взрослые. В силу физиологических особенностей они воспринимают мир иначе, у них неразвиты лобные доли, нет опыта, нет знаний, да и просто словарный запас сильно ограничивает общение. И, хотя нет единой стройной системы воспитания или строго рецепта, всё же можно выделить некоторые обязательные условия, при соблюдении которых, вероятность вырастить психологически устойчивого автономного человека многократно возрастает. Маргарет Маллер, врач-психиатр, которая посвятила свою жизнь наблюдению и работе с детьми, вначале с психически больными, а затем и со здоровыми выделила такие условия.

Условия развития психологической автономности человека (Маргарет Маллер)

1. Наличие надёжной связи с ребёнком. Значимый человек физически должен быть рядом

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Ребёнок, лишённый своего взрослого, не может вырасти автономным, независимым и устойчивым. Чувство безопасности — главное условие развития, ребёнок, лишённый родителя, лишён этого базового чувства. Вырасти он вырастет, но психологически останется инфантильным запуганным одиноким малышом.

2. Воспринимать ребёнка таким, какой он есть, а не таким, каким хотелось бы его видеть

Это сложно для взрослых, у многих есть ожидания, связанные с будущими детьми. "Доченька — умница, красавица"; "Мальчишка — храбрый и смелый, с разбитыми коленками". А рождается девочка-пацанка и мальчик-скрипач. Надо твёрдо уяснить — дети не наше продолжение, они рождены не для того, чтобы воплощать наши мечты, надежды и представления о прекрасном. Мы сами должны воплощать свои мечты, а детей оставить в покое и принимать такими, какие они есть.

3. Отсутствие запрета на выражение своих чувств. Принятие и понимание этих чувств. Понимание потребности ребёнка на их выражение

Янедкс картинки
Янедкс картинки

Да, иногда бывает очень сложно, когда ребёнок устраивает пятую за день истерику на ровном месте, но принимать его чувства не значит потакать им, или положительно подкреплять. Можно и нужно сказать "Милый, я понимаю, ты устал, ты разочарован, но я не куплю это мороженое, куклу, машинку. Ты имеешь право злиться, плакать и ругаться — твои чувства понятны, но у нас есть правила, мы их соблюдаем". Вы можете побыть рядом (чем младше ребёнок, тем важнее быть рядом в такие моменты), а можете, если невмоготу, отстраниться. Важно не орать и уж тем более не шлёпать. Он может злиться, и вы можете, но мы учим ребёнка принимать собственные чувства и адекватно их выражать. И на собственном примере тоже

4. Поощрение здорового интереса, исследования мира

Да, он ест краски, разрезает бумагу или платье, распарывает игрушечному мишке пузо. Поощряйте всё это, ну кроме поедания опасных предметов. Всё, что дорого и/или опасно — прячьте и убирайте. Это также означает, что и вам нужно узнавать и/или вспоминать всё то, что изучали в школе, чтобы отвечать на миллионы вопросов, и предлагать более сложные темы для размышления вашему маленькому первооткрывателю.

5. Обеспечение безопасности непосредственного окружения, для того чтобы ребёнок мог свободно его исследовать

Дайте ребёнку как можно больше всего, что он сможет раскрутить, разломать, смешать между собой без вреда для себя и окружающих. Наша задача не погасить интерес к миру, а сделать условия для его проявления максимально безопасными.

6. Поощрение выражения независимости ребёнком (соответственно его возрасту)

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Стоит демонстрировать гордость за малыша, когда он справляется с чем-то сам. Это очень важно, обычно мы поощряем, хлопаем в ладоши и радуемся, когда ребёнок делает самостоятельно что-то, что нам кажется очень важным, например — начинает ходить на горшок. Но мы не отмечаем с тем же энтузиазмом другие проявления независимости. Сам выбрал себе одежду, сам убрал игрушки, сам решил поделиться с папой яблоком, и т.д. А с возрастом ребёнка вообще принимаем всё как должное: "То же мне, на стол накрыл, я каждый день накрываю" Хвалите ребёнка, поощряйте его независимость и самостоятельно принятые решения, подкрепляйте их положительно, громко рассказывайте родственникам.

7. Способность оказывать поддержку, понимание тогда, когда ребёнок в этом нуждается

Мы поддерживаем ребёнка тогда, когда он просит и даём ему справляться с теми сложностями, которые он способен преодолеть сам. Да, иногда вы будете долго смотреть, как трёхлетка одевается, дайте ему это время, поверьте, в будущем, когда ваш уже пятилетний ребёнок, самостоятельно сможет сделать себе бутерброд, вы похвалите себя за терпение. Но важно понимать, если ребёнок в силу возраста, не может что-то сделать, а вы отказываетесь помочь, это только фрустрирует его. Именно тут начинаются взрослые, которые боятся что-то делать — всё равно не получится.

8. Демонстрирование своей автономности и независимости. Способность выражать и обозначать собственные чувства

Только на собственном примере вы можете показать ребёнку все эти качества. Если вы зависите от другого финансово, морально, если вы не можете принимать самостоятельные решения, если вы подавляете свои чувства и не принимаете их, каким образом вы хотите воспитать уверенного и независимого человека?

9. Чёткое определение границ и запретов для ребёнка с обязательным их обоснованием

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Запретов должно быть мало, и они должны быть обоснованы соответственно возрасту ребёнка. И они не должны меняться. Если нельзя есть из миски кота, значит —  нельзя, никогда нельзя, даже чтоб повеселить гостей. Позже, по мере взросления можно и нужно объяснить, что некоторые вещи в каких-то случаях возможны, в каких-то нет. Но чем меньше ребёнок, тем меньше запретов и тем они категоричнее. Также определяйте собственные границы. Мамин телефон брать нельзя, когда мама разговаривает с папой — перебивать их нельзя, но и мама не перебивает разговор двухлетки с отцом.

Возможно вам будут интересны эти статьи на детско-родительские темы:

Как воспитать шизоида

Битый ребенок

Как мать влияет на психологическое благополучие ребенка. Теория развития Маргарет Малер

Достаточно хорошая мать

Теория привязанности

Признаки сексуального насилия над ребенком

Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал. Пишите в комментариях. Мы вам очень рады)