Найти в Дзене
На 5

Новаторство поэзии В. Маяковского

В. Маяковский вошёл в истории русской литературы ХХ века как поэт-новатор. Он внёс много нового и в содержание, и в форму стиха. Если рассматривать содержание, то Маяковский освоил новые темы революции, гражданской войны, социалистического строительства, причём в таком аспекте. Который был характерен только для него.  Это выразилось в соединении лирического и сатирического взгляда на действительность. Особенно ярко новаторство Маяковского проявилось в форме. Поэт создавал новые слова, смело вводил их в свои стихи. Неологизмы усиливали экспрессивность поэзии: «змея двухметроворостая», «планов громадьё», «краснокожая паспортина» и т.д., поэтому их называют экспрессивно-оценочными авторскими неологизмами. Маяковский использовал приёмы ораторской и разговорной речи: «Послушайте! Если звёзды зажигаются, значит это кому-то нужно?», «Читайте, завидуйте – я гражданин Советского Союза!» Особое значение в поэзии Маяковского имеют ритм и интонация, которые легли в основу системы его стиха. Сам

В. Маяковский вошёл в истории русской литературы ХХ века как поэт-новатор. Он внёс много нового и в содержание, и в форму стиха.

Если рассматривать содержание, то Маяковский освоил новые темы революции, гражданской войны, социалистического строительства, причём в таком аспекте. Который был характерен только для него.  Это выразилось в соединении лирического и сатирического взгляда на действительность.

Особенно ярко новаторство Маяковского проявилось в форме. Поэт создавал новые слова, смело вводил их в свои стихи. Неологизмы усиливали экспрессивность поэзии: «змея двухметроворостая», «планов громадьё», «краснокожая паспортина» и т.д., поэтому их называют экспрессивно-оценочными авторскими неологизмами.

Маяковский использовал приёмы ораторской и разговорной речи: «Послушайте! Если звёзды зажигаются, значит это кому-то нужно?», «Читайте, завидуйте – я гражданин Советского Союза!»

Особое значение в поэзии Маяковского имеют ритм и интонация, которые легли в основу системы его стиха. Сам поэт в статье «Как делать стихи» объяснил особенности своей системы. Для него важными в стихе являются ритм, интонация, паузы. Стих Маяковского так и называется – интонационно-тонический. Поэт ставил самое важное в смысловом отношении слово в конец строки и обязательно подбирал к нему рифму. Это слово, таким образом, выделялось дважды – интонацией, логически и созвучием с другим важным словом, т.е. смысловым ударением. Чтобы дать возможность читателю почувствовать собственную интонацию, Маяковский графически стал разделять строки паузами. Так и образовалась известная «лесенка»оваторство Маяковского связано не только с системой стиха. Особое значение имеет характер образности поэзии Маяковского.

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
Я показан на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

Существенной особенностью является резкая социальная окрашенность. Чаще всего социальная заострённость поэтического образа  проявляется в отдельной тропе – метафоре, олицетворении, сравнении.

Сверху взгляд на Россию брось –
рассинелась речками,
словно  разгулялась тысяча розг,
словно плетью исполосована.
Но синей, чем вода весной,
синяки Руси крепостной.

При образно социальном восприятии пейзажа явления природы наделяются приметами общественных отношений. Очень распространённым приёмом в поэтике Маяковского является гипербола. Острый взгляд на действительностьи приводил Маяковского к гиперболизму. Через ряд произведений проходит образ пролетариата-громады, планов громадьё и т.д.

Метафора Маяковского всегда приметна. Поэт обращается к явлениям, окружающим человека в повседневной жизни, широко вводит ассоциации с предметами быта: «Море, блестящей. Чем ручка дверная». Поэзия Маяковского стала основой для традиции акцентного или интонационно-тонического стиха, которую продолжили Н. Асеев, С. Кирсанов, А. Вознесенский, Я. Смеляков.

Начало XX века – расцвет русской поэзии. В этот период появляются новые поэтические формы, по-другому начинают звучать традиционные темы; возникает необычный поэтический язык. В.В. Маяковского считают новатором в области стихосложения. Его особый стиль, внимание к ритму стихотворения, нетрадиционные рифмовки, использование новых слов – все это отличает поэзию В.В. Маяковского от традиционной лирики. Творчество поэта вызывало и до сих пор вызывает дискуссии.
В поэтической системе Маяковского особенно важны рифмы, усеченные строки, разноударные стихи. Поэт использует свой стиль написания стихотворения, таким образом, В.В. Маяковский выделяет паузами значимые смысловые строки. Вот как происходит нагнетание тягостной атмосферы безысходности в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»:
Лошадь на круп [пауза]
грохнулась [пауза – читатель заостряет свое внимание],
и сразу [пауза]
за зевакой зевака [пауза],
штаны пришедшие Кузнецким клешить [пауза],
сгрудились…
Такая нетрадиционная разбивка стихотворения на строки помогает поэту привлечь внимание читателя к самому главному, ощущение безысходности передано не только лексически, но и синтаксически, через особую разбивку строки.
В. Маяковский повышенное внимание уделял слову, поэтому в его произведениях встречаем множество авторских неологизмов – слов, придуманных самим поэтом, они наиболее полно раскрывают суть поэтического замысла, передают оттенки авторской речи. В стихотворении «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» много авторских неологизмов: «златолобо», «ясь», «трезвонится», «вспоем». Поэт играет со словами и рифмами, поэтому, например, в данном стихотворении есть омонимы: «Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье!», синонимы: «солнце», «златолобо», «светило». Поэтическая лексика В.В. Маяковского всегда необычна, и читатель открывает новые значения традиционных слов и форм.
Поэт в своей лирике использует такой поэтический прием как звукопись. Таким образом, читатель не только представляет себе изображенную поэтом картину (большинство стихотворений Маяковского сюжетны), но и слышит то, что происходит.
Здесь важно не значения слов, а сочетание звуков. По-новому звучат в поэзии В.В. Маяковского традиционные темы. Например, в стихотворении «Прозаседавшиеся» тема бюрократизма раскрывается поэтом через смешение фантастики и реальности, создание гротескных ситуаций, когда люди
«…на двух заседаниях сразу.
В день
Заседаний на двадцать
Надо поспеть нам.
Поневоле приходится разорваться.
До пояса здесь,
А остальное
Там».
В этом же стихотворении используется и еще один новаторский прием В. Маяковского: смешение лексических стилей. В рамках одного произведения есть слова и выражения, тесно связанные с реалиями современного поэту мира, а с другой стороны – встречаются устаревшие формы и слова. Например, по соседству находятся такие слова и выражения: Тео, Гукон (абравиатуры начала ХХ века) и старинная форма глагола орать – оря; неологизм того времени – аудиенция и архаизм – со времени она.
Таким образом, В.В. Маяковский выступил в поэзии начала ХХ века новатором в области стихосложения. Его поэтическая манера привлекла внимание читателя, а талант поставил в один ряд с выдающимися поэтами начала ХХ века.

Новаторство поэта можно показать на примере его раннего стихотворе­ния "А вы могли бы?"

Я сразу смазал карту будня,

Плеснувши краску из стакана;

Я показал на блюде студня

Косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

Прочел я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

В этом стихотворении с самого начала звучит резкое противопоставле­ние "я" - "вы". При этом "я" здесь - человек романтического склада, умею­щий в самых прозаических, намеренно выбранных автором сниженных яв­лениях, таких как студень, жестяная рыба, то есть гастрономическая вывес­ка, увидеть поэзию, за будничностью разглядеть возвышенное.

Более того, силой художественного воображения будничное вовсе уничтожается, оно как картина художника, причем картина, написанная самой жизнью, бы­том. И поэт смазывает, уничтожает ее одним движением. За прозой встает поэзия - стихия природы, океан, любовь.

В финале стихотворения изобрази­тельный ряд сменяется музыкальным. Как вызов звучат слова В. Маяков­ского. Слово "ноктюрн" здесь не случайно: ночная песнь, самое поэтичес­кое музыкальное произведение оказывается в соседстве и контрасте с еще одним проявлением прозы жизни – водосточными трубами, которые под пре­образующим влиянием поэтического "я" превращаются во флейту. Но такое превращение доступно лишь поэту. В его вопросе уже предполагается ответ.

Стихотворение написано классическим стихотворным размером - четырех­стопным ямбом, причем это самый распространенный из размеров русской поэзии XIX века (достаточно вспомнить, что это стихотворный размер "Ев­гения Онегина").

Необычны в этом стихотворении образный строй, графи­ческое оформление (строки начинаются с маленькой буквы). Рифма здесь также в основном традиционная (будня-студня, стакана-океана), но есть и совершенно новая для тогдашнего стихосложения составная рифма: рыбы-могли бы.

В целом на примере этого произведения можно видеть напряжен­ность художественных поисков молодого В. Маяковского и их глубокую содержательность.

Основные черты поэтического новаторства Маяков­ского:

I. Своеобразие лексического строя стихов

Частое и виртуозное использование приема развернутой ме­тафоры. Пожар любви, очаг которого — в сердце, постепенно охватывает все тело героя, уподобленное архитектурному со­оружению: «Мама! / Ваш сын прекрасно болен! / У него пожар сердца! /Мама! / Петь не могу. / У церковки сердца занимается клирос!» Клирос — место в храме, где располагается хор. Серд­це поэта сравнивается с «церковкой», в которой уже загорелся клирос.

Поэт часто обращался к сложной метафоре, иногда требующей вдумчивой расшиф­ровки. Так, в стихотворении "Юбилейное", обращенном к Пушкину:

Только жабры рифм

топырит учащенно

у таких, как мы,

на поэтическом песке.

В основе этой метафоры - сравнение страдающего человека с рыбой, выброшенной на берег из родной стихии, но в целом метафора очень многозначна.

Поэт бросает вызов толпе, он видит источник художественного вдохновения там, где его не видел никто – например, в уличных вывесках: "Читайте железные книги!" - с таким при­зывом обращается он к публике.

Прием метафоры, определяющий сюжетное развертывание стихотворения. Фразеологизм «нервы расходились» порождает такую картину:

Слышу: тихо,

как больной с кровати,

Спрыгнул нерв.

И вот, — сначала прошелся

едва-едва,

потом забегал,

взволнованный,

четкий.

Теперь и он и новые два

мечутся отчаянной чечеткой...

Авторские неологизмы

Многие неологизмы и фразеологические сращения Маяковского вошли в состав русского языка: «о времени и о себе», «хрестоматийный глянец», «прозаседавшиеся», «наступить на горло собственной песне», «златолобо», «ясь», «трезвонится», «вспоем» «маленький, смирный любеночек», «миллионны огромных, чистых любовей» противопоставлены «мил­лиону миллионов маленьких грязных любовей». Примеры других неологизмов: «вечер декабрый», «улица безъ­языкая», «грудь испешеходили».

Цель создания и использования неологизмов – придать привычным словам новизну неожиданности, поэтическую выразительность. Например о пушкинистах, делавших из Пушкина что-то унылое и казенное, В. Маяков­ский пишет: "Бойтесь пушкинистов. Старомозгий Плюшкин...". На расшиф­ровку этого эпитета - "старомозгий" - ушло бы немало слов, у поэта же все они вместились в одном.

Необыч­ные сравнения

Например, о бурном Тереке сказано: "Шумит, как Есенин в участке". В этом и авторская ирония, и свойственный ему полемический за­пал, и неожиданность, которая приковывает внимание читателя.пецифика образности, в основе которой — сочетание правдо­подобия и фантастики. Такой сплав создает своеобразную сюрреалистическую модель действительности: «Вот и вечер / в ночную жуть / ушел от окон, / хмурый, / декабрый. / В дрях­лую спину хохочут и ржут / канделябры». «Упал двенадцатый час, / как с плахи голова казненного», — так воспринимается бой полночных часов героем, ждущим Марию с четырех.

Образный строй часто основывается на отрицании принятого понятия о красивом. "Нико­му не нужная, дряблая луна", "неба свисшиеся губы", "ощетинит ножки сто­главая вошь" - все эти образы раннего В. Маяковского особенно резко кон­трастировали с поэтическими строками поэтов-символистов и особенно поэтов-акмеистов с их пристрастием к красоте мира, гармоничной и изыс­канной. Как вызов, как брошенный призыв к спору и возмущению звучат сами названия ранних стихов В. Маяковского: "Исчерпывающая картина весны", "Я и Наполеон", "Себе, любимому, посвящает эти строки автор", "А вы могли бы?".

Широкое использование приема контрастов: мертвые предметы оживают в его поэзии и становятся более одушевленными, чем живые. Поэзия Маяковского с ее урба­нистически-индустриальным пафосом противопоставляет образ многотысячного современного города с его оживленными улицами, площадями, гудящими автомобилями — картинам природы, которая представляется ему чем-то косным и безна­дежно мертвым. Поэт готов расцеловать "умную морду трам­вая», он воспевает городской фонарь, который "снимает с улицы синий чулок», «город молится», «вечер кричит», «пальцы улиц ломает Ковка», «звезды визжат», тогда как луна у него — "дряблая», "ни­кому не нужная», а сердце девушки безжизненно, как будто "выварено в йоде».

Смешение лексических стилей

В рамках одного произведения есть слова и выражения, тесно связанные с реалиями современного поэту мира, а с другой стороны – встречаются устаревшие формы и слова. Например, в стихотворении «Прозаседавшиеся» по соседству находятся такие слова и выражения: Тео, Гукон (аббревиатуры начала ХХ века) и старинная форма глагола орать – оря; неологизм того времени – аудиенция и архаизм – со времени она.

II. Создание особой системы стихосложения

Он создал свою систему стихосложения – в литературную науку вошло словосочетание "стих Маяковского", то есть тонический стих со спе­цифическим графическим оформлением в виде лесенки.

В области метрики стиха Маяковский создал свободный тонический стих, который отличается от классического не только тем, что это – акцентный стих, но и тем, что в нём усилено значение каждого слова, а это определило своеобразие синтаксических конструкций и роль паузы. Отдельное слово у Маяковского равно целой фразе. Фразовость слова приводит к усилению его ударности.

С другой стороны, самостоятельность слова разрушила интонационную слитность строки, расчленила её на резко отграниченные друг от друга части. Тем самым сильные паузы, которые в классическом стихе располагались лишь на концах строк, у Маяковского входят внутрь стиха (строки), становятся новым структурным элементом.

Поэт усиливает внимание к содержанию стиха неожиданной рифмовкой (неточные, ассонансные, каламбурные рифмы; часто рифмуются не только концы строк, но и середина, середина и конец):

Вошла ты,

резкая, как «Нате!»,

муча перчатки замш,

сказала:

знаете —

я выхожу замуж.

Строка Маяковского делится не на стопы, а на ритмико-смысловые доли. Каждая доля выделяется интонационно и логичес­ки. Особое значение приобретает пауза, отделяющая доли друг от друга.

Отсюда — знаменитая «лесенка», к которой Маяковский окончательно перешел с 1923 г. и которая служит графической иллюстрацией огромной роли паузы, дробящей стих на раздель­ные ритмические фрагменты.

Новаторские рифмы. Он уделял им большое внимание. Сам В. Маяков­ский писал: "Рифма связывает строки, поэтому ее материал должен быть еще крепче, чем материал, пошедший на остальные строки". Рифмует поэт всегда самые важные, значимые слова, часто - имена собственные, нередко обращается к составной рифме, например, "уме ли" и "умели", часто это неточная рифма, как "почти" и "почтить". Рифма В. Маяковского, как и его система стихосложения, во многом повлияли на язык русской поэзии XX века. Поэт-новатор стал классиком стиха с многочисленными после­дователями.

Использование такого поэтического приема, как звукопись. Таким образом, читатель не только представляет себе изображенную поэтом картину (большинство стихотворений Маяковского сюжетны), но и слышит то, что происходит. В стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» стук копыт умирающей лошади передан следующим образом:

Били копыта,

Пели будто:

– Гриб.

– Грабь.

– Гроб.

– Груб.

Поэзия Маяковского широко использует звуковые и ритмические возможности слова. Ярким примером служит стихотворение "Наш марш», где буквально слышится бой барабанов и мерный шаг марширующих колонн:

Дней бык пег.

Медленна лет арба.

Наш Бог бег.

Сердце наш барабан.

В поэтической системе Маяковского особенно важны рифмы, усеченные строки, разноударные стихи. Поэт использует свой стиль написания стихотворения, таким образом, В.В. Маяковский выделяет паузами значимые смысловые строки. Вот как происходит нагнетание тягостной атмосферы безысходности в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»:

Лошадь на круп [пауза]

грохнулась [пауза – читатель заостряет свое внимание],

и сразу [пауза]

за зевакой зевака [пауза],

штаны пришедшие Кузнецким клешить [пауза],

сгрудились…
Такая нетрадиционная разбивка стихотворения на строки помогает поэту привлечь внимание читателя к самому главному, ощущение безысходности передано не только лексически, но и синтаксически, через особую разбивку строки.