Найти в Дзене

Кто придумал Русь-Украину?

Оглавление

Издание прошлым украинским президентом Порошенко указа о чествовании великого князя Владимира как «создателя средневекового европейского государства Русь-Украина» немало озадачило тогда историков не только в России и Белоруссии, но и в самой Украине. Общее недоумение вызывает наименование Владимира «создателем» Руси, которым он не был. Упомянутое же в указе название этого государства является необычным лишь для россиян и белорусов. На Украине оно используется уже довольно давно и даже вошло в школьные учебники истории за 7 класс.

На первый взгляд авторство данного названия полностью принадлежит первому собственно украинскому историку М.С.Грушевскому, ведь именно так называлась написанная им около 120 лет назад книга – «История Украины-Руси». Взгляды этого историка действительно составляют идейную основу современных представлений о ранней истории государства в незалежной Украине. Суть их состоит в том, что украинская государственность и народность сформировались задолго до Рюрика и Олега, а единой древнерусской народности никогда не существовало.

Протоукраинцами представлены племена славян-антов, известные по византийским и готским письменным источникам в северном Причерноморье с 4-5-го веков нашей эры. Без всяких серьёзных научных оснований утверждается, что уже тогда они образовали собственную державу, а в 6-7-м веках, под натиском тюрок-аваров, отступили из причерноморских степей на север и заселили лесные пространства среднего приднепровья, где постепенно и консолидировались в украинскую народность. Оттуда они продвинулись затем дальше на север и северо-восток, в земли балтов и финнов, где, смешавшись с местным населением, образовали, соответственно, белорусскую и великорусскую народности. Так, на основе протоукраинцев-антов, будто бы и образовалась восточнославянская группа языков и народов.

Грушевский позаимствовал мысль о таком расселении антов у части дореволюционных российских историков (А.А.Шахматов и др.), добавив к ней идею о сложении украинской народности ещё до образования государства Рюриковичей. К тому времени историкам уже известно было об использовании авторами первой русской летописи слова Русь, как наименования не только всего древнерусского государства, но и относительно небольшой области вокруг Киева на племенной территории полян, северян и, возможно, древлян. Именно опираясь на этот факт Грушевский (а за ним и современные украинские историки) сделал вывод о существовании государства Русь с центром в Киеве ещё до прихода из Новгорода дружин князя Олега.

Однако на дореволюционную русскую историографию опирался не только Грушевский, но и вся советская историческая наука вплоть до 60-х годов прошлого века. Почти бесспорным считалось заселение восточными славянами своей территории в направлении с юга на север, по днепровскому пути.

С середины 20-го века господствующей в СССР стала теория Б.А.Рыбакова (с 1950 года бессменного руководителя кафедры истории в МГУ) об этнической и культурной преемственности всех этапов заселения среднего Поднепровья, начиная с первобытных времён. Именно он утвердил в советской науке ложное представление, что почти вся северная и западная части нынешней Украины, наряду с Польшей, являются прародиной славян, выделившихся из индоевропейской общности ещё в середине 2-го тысячелетия до н. э.

Взято из: Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. С. 222
Взято из: Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. С. 222

Даже зафиксированные на берегах Днепра древнегреческим историком 5-го века до нашей эры Геродотом три «царства» скифов-сколотов (земледельцев) Б.Рыбаков умудрился отнести к славянским. Он же, опираясь большей частью на своё богатое воображение, выдвинул идею о существовании в среднем Поднепровье возглавляемого росами славянского протогосударства (союза племён) с центром в Киеве начиная уже с 6-го века н. э. Появление самого Киева Рыбаков столь же необоснованно отнёс к рубежу 5 и 6-го веков. Именно на базе этого межплеменного союза, по его мнению, сформировалось к началу 9-го века государство Русь, продвинувшее затем свои пределы далеко на север.

Взято из: Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М.: Мол. гвардия, 1987. С. 8
Взято из: Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М.: Мол. гвардия, 1987. С. 8

Основание Новгорода он тоже приписал киевлянам, якобы сделавшим его северным форпостом своего государства для контроля торгового пути из Варяг в Греки.

Таким образом, согласно теории Б.Рыбакова, прародиной восточных славян является среднее Поднепровье, то есть основная часть Украины. Будто бы, именно там в течение многих тысячелетий вызревал корень этой ветви славян, а остальные территории освоены вышедшим оттуда населением незадолго или вскоре после образования летописной Руси.

Взято из: Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М.: Мол. гвардия, 1987. С. 130
Взято из: Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М.: Мол. гвардия, 1987. С. 130

Эта теория, разумеется, стала очень популярной у украинских историков ещё во времена СССР и почти целиком вошла в современную националистическую версию истории Украины, очень органично соединившись с концепцией Грушевского и существенно дополнив её во многих местах. Националистам даже не пришлось сильно изменять содержание школьных учебников для 7-го класса (в 1980-е годы они издавались под редакцией Рыбакова). В них лишь добавили упоминание о державе антов и некоторые выдержки из трудов Грушевского об Украине-Руси.

Однако к моменту распада СССР теория Б.Рыбакова уже не являлась господствующей среди советских историков. Начиная с 1960-х годов, на основе успехов археологии, лингвистики (наука сравнительного исследования языков), краниологии (наука о различиях форм и размеров черепов в зависимости от этнического или расового происхождения человека) и вспомогательных исторических дисциплин, формировались новые, более научно обоснованные теории происхождения восточных славян и Русского государства. Наиболее авторитетной среди них стала точка зрения В.В.Седова, окончательное обоснование которой было дано в его книге «Восточные славяне в 6-13 вв.», вышедшей в серии «Археология СССР» в 1982 году.

Согласно этой концепции, восточнославянское единство начало складываться одновременно с формированием Древнерусского государства и в тесной связи с ним (во многом под влиянием христианства и принесённой им письменной культуры) из различных племён славянского и неславянского происхождения.

Таким образом, В.Седов ставит знак равенства между восточными славянами и древнерусской народностью, сложение которой произошло уже в рамках государственности Древней Руси.

Славянские племена, послужившие основным материалом для возникновения этой народности, принадлежали к разным группировкам славян и пришли из разных мест первоначального расселения. Север будущего Древнерусского государства, населённый к тому времени финнами, осваивался выходцами из западнославянского ареала (примерно с берегов Вислы и славянского Балтийского Поморья) двумя последовательными потоками, соответственно в 5-6 (кривичи) и 7-8 (словене) веках. Юг - среднее Поднепровье, Полесье, верхнее Поднестровье и Побужье – тоже двумя колонизационными потоками славян. Первый, под именем антов, проник сюда, очевидно, вместе с готами или сразу вслед за ними, то есть в 3-4 веках, и постепенно расселился в лесостепи от Днепра до Дуная, смешавшись с частью местного иранского населения. Второй (дулебы) в 6-8 веках заселил нынешнее украинское полесье, район Киева и территорию к западу от него.

Расселение славян из своей прародины
Расселение славян из своей прародины

Оба потока пришли сюда из славянской прародины, которую В.Седов соотносит с пшеворской археологической культурой первой половины 1-го тысячелетия нашей эры, располагавшейся между Западным Бугом и Одрой (то есть в границах южной Польши). Территория современной Белоруссии и прилегающей к ней с востока части России, первоначально населённые племенами балтов (родственных предкам латышей и литовцев), в 8-9 веках колонизировалась славянами одновременно и с севера (кривичи), и с юга. В течение трёх - четырёх веков местное население везде было постепенно ассимилировано пришельцами.

К моменту образования Древней Руси южная часть восточных славян состояла из двух крупных диалектных групп, причём одна из них (анты) ранее испытала сильное влияние иранских языков и культур. Сами эти группы не были внутренне едины в этническом отношении. Анты к тому времени подразделялись на племена уличей, тиверцев и белых хорватов. Дулебы – на волынян, дреговичей, древлян и полян. Северяне сформировались в 8-10 веках путём смешения пришлых славян с местным иранским и балтским населением. Постепенное слияние этих и других племён в единую народность происходило уже в границах всего Древнерусского государства. Правда, процесс этот до монгольского завоевания и разделения Древней Руси на сферы влияния соседних государств не был завершён. Потом он шёл уже в разных направлениях, закончившись образованием трёх существующих ныне народов и языков.

-6

Итак, подведём итог:

Идея возникновения украинской языковой и культурной общности ещё до образования восточнославянского государства династии Рюриковичей опирается на ошибочные выводы некоторых историков прошлого и противоречит данным современной исторической науки.

Не выдерживают критики и утверждения о сложении Древнерусского государства исключительно вокруг Киева и существовании Киева как центра восточных славян с 6-го века нашей эры. До сегодняшнего дня вообще не найдено археологических свидетельств существования на месте Киева какого либо административного или торгового центра до 9-го века. Наличие ремесла фиксируется здесь только с 10 века. Между тем, возникновение торгово-ремесленного поселения в Ладоге (в устье реки Волхов) датируется археологами серединой 8-го века.

Если статья понравилась, ставьте лайк. Чтобы иметь возможность регулярно знакомиться со статьями автора, подписывайтесь на этот канал.