Найти тему

Душанбе. Выбор в пользу троллейбуса

Таджикистан, будучи в составе СССР, занимал второе место по гидроэнергетическим запасам, благодаря Нурекской ГЭС, и не испытывал проблем с электроснабжением до 1993 года. Нурек и сейчас обеспечивает в летний сезон до 75 % внутреннего энергетического потенциала страны. Но зимой, когда ГЭС в высокогорье не вырабатывает и 20 % мощности, в стране возникает энергодефицит, и тогда приходится подключаться к электросети Узбекистана. По непростым политическим и экономическим взаимозачётам с Казахстаном и Россией на уровне РАО ЕЭС и МИД РФ в Душанбе удалось сохранить сеть троллейбусных маршрутов. Сейчас в столице Таджикистана их протяжённость составляет 182 км.

-2

На шести маршрутах эксплуатируется от 60 до 70 троллейбусов большой вместимости. Самый большой выпуск приходится на маршрут № 1, который обслуживает 25 машин. Далее выпуск троллейбусов на маршруты распределяется следующим образом: на № 12 – 13 машин, № 10 – 11 машин, № 9 – 9 машин, № 2 – 4 машины и № 4 – 2 машины. При этом на балансе двух городских троллейбусных парков числится порядка 155 машин. Фактически же бóльшая часть троллейбусов разобрана и стоит в ожидании утилизации. Основная причина простоев – отсутствие запчастей и низкая квалификация технического и инженерного персонала.

-3

Если до начала 2000-х годов троллейбусники Таджикистана выкручивались за счёт складских запасов из наследства Советского Союза, то в последующие годы троллейбусы эксплуатировали до серьёзных поломок, после которых их переводили в категорию доноров для оставшихся в работе машин. С возникновением дефицита исправных для выпуска на маршруты машин, власти принимали решение о покупке нового подвижного состава. К сожалению, по такой концепции продолжают работать в Душанбе и сегодня.

-4

Статистика закупок и списания троллейбусов после 1991 года выглядит следующим образом. В 1993 г. поступило 20 машин ЗИУ-682Г-012. Многие из них работали до 2006 г. В том же году были списаны последние троллейбусы модели ЗИУ-682В и машины местной сборки на базе автобусов Ikarus 260 и Ikarus 280.

В 2001 году 1-й троллейбусный парк пополнился тремя новыми машинами «Тролза-5264-011 «Столица». Это были самые современные с технической точки зрения троллейбусы, которые работали в Таджикистане. Их списали в 2009 г.

За историю независимости Таджикистана в 2004 году был подписан один крупный контракт на поставку 100 новых троллейбусов. В 2005-м появились пятьдесят ЗИУ-682Г-012 с пластиковой отделкой передней части кузова. Ещё 50 машин, поставленные в 2006-м, окончательно вытеснили старые машины с маршрутов. Тогда же планировалось восстановить ранее закрытые маршруты, докупив ещё столько же троллейбусов, но эти планы не были реализованы.

-5

Уже в 2008 году потребовались новые троллейбусы, которые приобретали на замену машинам 2005 года – неслыханное расточительство бюджета!

Поставка 60 троллейбусов ЗИУ-682Г-016 была завершена в 2009 году. В тот же период в Душанбе поступали новые автобусы: венгерские Ikarus 280, российские ЛиАЗ-5256 и разнообразные микроавтобусы китайского и индийского производства, которые работали по 5-6 лет, после чего их быстро отправляли на металлолом.

-6

Новый транспортный объект подчиняется мэрии города. Предприятие изначально предлагали разместить на территории 2-го троллейбусного парка, реконструировав территорию, однако власти предпочли построить отдельно стоящий комплекс.

Решение о его учреждении в городе было принято в августе 2011 года. Территориально завод находится на выезде из Душанбе, в километре от конечной остановки «Автоцентр», где разворачиваются машины троллейбусного маршрута № 4. Около завода организовано разворотное кольцо для троллейбусов и подъездной путь на территорию предприятия. Внутри производственного комплекса имеется малярная камера и площадка для сборки транспорта.

-7

Шестьдесят рабочих завода занимаются установкой дверей, световых приборов и пассажирских кресел. В перспективе здесь планируется локализовать сборку по комплектующим до 40 %, а пока выпущенный в Душанбе троллейбус обходится бюджету примерно в $ 128 000, что на 2–3 тысячи меньше, если бы машину получали напрямую из России. Следующие 15 троллейбусов предприятие изготовило в августе 2015 года, а в настоящее время на заводском дворе можно увидеть готовые к сдаче ещё 15 машин «Пойтахт». В перспективе на базе завода планируется собирать новые автобусы из минских комплектующих, а троллейбусы помимо Душанбе реализовывать в других городах. Уже обсуждался вопрос о возобновлении троллейбусного движения во втором по величине городе страны Худжанде, где троллейбусы работали до 2003 года. Кроме того, новые предприятия электротранспорта планируют построить в городах Курган-Тюбе и Куляб.

-8