Представляете, как извратилась наша природа, что, делая грехи, иногда даже смертные (смертные для души, но за смертью души постепенно погибает и тело), мы стыда и мук совести не испытываем, а приходя на Исповедь, для очищения души, горим от стыда и пытаемся найти себе оправдание? У духовно здорового человека все наоборот.
Сама неоднократно пыталась объяснить духовнику, что вынуждена была поступить, как поступила, хотя это и грех. И так хотелось, чтобы тебя поняли, сказали, ну конечно, иного выхода не было. Но на самом деле выходов всегда даже не два, их бездонное море, особенно если искать их с Богом.
Но, совершая грех, о Боге мы, увы, не помним, и именно это - наш выбор.
Самооправдание становится для нас выбором одного и того же греха снова и снова, вместо попыток бороться с ним через представляемую себе неприятной, трудной, изматывающей борьбу с самим собой.
Не кричи на ребенка, это все равно не поможет, не оправдывай это тем, что он заслужил такое обращение. Лучше отойди в сторону, поплачь наедине с собой от собственной безграмотности и бессилия, от накопленного напряжения, помолись Богородице, Христу, попроси помощи. Нет. Проще снова накричать, а на исповеди сказать - довел...
Помните:
Мф. 5:37 "Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого".
Могу ошибаться, но мне кажется эту цитату Христа вполне уместно применить и к нашему самооправданию.
Признаем ли мы грех грехом? Тем, что нужно исправить? Тогда да, должно быть да, грех - это грех, это главное, что нужно признать. Конечно, нам неприятно осознавать то, что мы им больны (кстати, далеко не всегда по своей вине). Но факт есть факт, ни добавишь, ни убавишь.
А самооправдание говорит так: ну, конечно, это грех, но мне в этой ситуации непременно нужно было поступить именно так. Вот, что сверх, вот что от лукавого.
Дьявол внушает нам через самооправдание, что нашей ответственности в выборе тех или иных мыслей, слов и действий нет, что в этом виноваты окружающие, обстоятельства, причины.
Между тем, Христос открывает нам и утверждает, что свободы выбора у нас никто не отнимал. Да, другие к нашему выбору, безусловно, причастны (в том числе и как орудия дьявола против нас), но сам выбор мыслей, слов, действий - исключительно наш шаг, за который мы понесем ответственность.
Просто мы делаем выбор, который нам сейчас выгоднее, удобнее, легче, а должны делать выбор всегда тот, который не приведет к смерти души, к потере блаженства в Вечности ни нас, ни ближних.
К тому же самооправдание возникает как обратная сторона боязни осуждения.
Почему?
Потому что видим перед собой священника, который может осудить (хотя не имеет права этого делать), а незримо присутствующего на Исповеди Самого Христа, который любит, принимает, прощает и исправляет своей чудесной властью, забываем.
Страдания эго преобладают над страданиями души.
Смысл Исповеди в том, чтобы признать свою болезнь, свои ошибки, свои промахи, преступления и получить действенную помощь Самого Бога для их исправления, а без усилия нашей воли каждый раз этого не выйдет.
Самооправдание гасит эту волю на корню.
Там, где надо сказать: с Божьей помощью все смогу! - мы сиротливо убеждаем себя: я на такое не способен, понимаете?
Никто не способен до тех пор, пока не попробует, думать, говорить и делать иначе. Раз за разом, пока это не сформирует новую здоровую привычку взамен старой.
Христос - это изначально наш Врач, и мы, идя к Нему, несем Ему свои болезни, чтобы исцелиться от них.
Это значит - избавиться от греха во всем нашем естестве целиком: и в мыслях, и в словах, и в делах. Именно для этого Христос и воплотился, чтобы исцелить нас, но сделать это Он может только по нашей доброй воле, то есть, когда мы признаем, что больны и без Его помощи не справимся (больны не согласно диагностическим критериям международных классификаций болезней, тут может быть все в порядке, а больны духовно, о чем говорят расхождения между сущностью Христа и нашей).
Евангелие от Марка
2:17. Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые
имеют нужду во враче, но больные; Я пришел
призвать не праведников, но грешников к покаянию.
Или мы признаем себя грешными и, соединяясь со Христом в Причастии, исцеляемся пядь за пядью.
Или не признаем, но тогда мы констатируем, что здоровы, и Его помощь нам ни к чему.
Поскольку есть у меня эта дурная привычка оправдывать себя на Исповеди, и есть часто замечаемая мысль: ну подумаешь, сделаю (ла) сейчас, а завтра покаюсь, мелочь же, в конце списка исповедуемых грехов, я всегда неизбежно пишу саможаление и самооправдание, стыдливо опуская глазки вниз. Прямо, как мой шестилетний сын, когда говорит: больше не буду, точно зная, что будет еще не раз...
А мы ведь по природе своей совсем не жалкие, мы можем поступить и по-другому, если захотим и проявим волю вкупе с Божьей помощью.
И тогда оправдываться будет просто не за что!
Ведь Христос ждет от нас не только покаяния, но еще и плодов!
Во славу Божью, с любовью к читателям!
Евгения Спиридонова, 2020 год.
Надеюсь, статья Вам понравилась, и Вы отметите это лайком и подпиской).
Фото взяты из Яндекс.Картинки