Найти тему
Байки зампотеха

Как восстал Новочеркасск (из серии «Байки зампотеха»)

Приветствую Вас на моём канале!

Въезд в город со стороны Ростова на Дону
Въезд в город со стороны Ростова на Дону

Недавно прочитал чей-то новый опус о событиях, произошедших в городе Новочеркасске летом 1962 года, которые автор сравнил с Питербургским «кровавым воскресеньем» 1905 года. Конечно, считаю такое сравнение крайне некорректным. В далеком 1962 году мне было всего 11 лет, но я отлично помню всё то, что видел своими собственными глазами и слышал своими ушами от своего отца, который в то время был заместителем командира отдельного батальона связи Новочеркасской танковой дивизии и который по долгу службы находился в гуще событий.

КПП батальона связи, в котором служил отец
КПП батальона связи, в котором служил отец

В тот год только, что начались летние каникулы и я вместе с другими пацанами носился по Хотунку (наш район проживания) в «свободном полете».

Как известно, страной тогда «рулил» Никита Сергеевич Хрущев - Генеральный секретарь коммунистической партии Советского Союза. Новочеркасск – это особый город, имеющий свою богатую и интересную историю. Он являлся казачьей столицей Войска Донского и в годы гражданской войны был центром «белого» движения. К 1962 году это уже был более, чем 100-тысячный промышленный и студенческий город, но, наверное, из-за своего «казачьего прошлого» часть населения не очень-то отличалась большой любовью к советской власти.

В конце мая все мы (вернее, наши родители) резко почувствовали проблемы связанные с перебоями в продовольственном снабжении и повышением цен на продукты питания (особенно на мясные и молочные). Ухудшилось качество хлеба: сам вытаскивал из хлебных буханок разные веревочки и бумажечки. Одновременно рабочим повысили производственные расценки (т.е. практически снизили зарплату) и естественно - это вызвало сильное недовольство среди трудового люда.

Административный корпус НЭВЗ
Административный корпус НЭВЗ

Первым встал НЭВЗ (Новочеркасский электровозостроительный завод), находящийся почти в 20 км от центра города. Где-то в самом начале июня рабочие завода прекратили работу и начали митинговать.

Наверное, при умных действиях руководства последующие события можно было бы еще предотвратить. Но наша страна всегда славилась дураками: один из руководителей завода стал материть рабочих, угрожать им и этим окончательно «вывел их из себя». Возмущенные работяги стащили этого «оратора» с трибуны и стали его избивать, заодно в «горячке» досталось и другим представителям заводской администрации, а наиболее радикально настроенные и взбаламученные пролетарии стали блокировать проходящую рядом железную дорогу (остановив там несколько пассажирских поездов), отключать свет и газ.

Ситуация вышла из под контроля и руководство города обратилось за помощью к «силовикам». Один из секретарей горкома партии на бронетранспортере (БТР) с офицером и солдатами из военной комендатуры выехали на завод. Но рабочих уже было не остановить, у них «отказали тормоза». Заводская молодежь попросту перевернула прибывший БТР со всеми находящимися там людьми и уже намеревалась его поджечь и только старые рабочие не дали этого сделать.

Многие исследователи пишут, что эти волнения возникли стихийно, но мой отец твердо считал, что кто-то умело использовал эту "стихию". На следующий день многотысячная толпа рабочих двинулась в город. По маршруту своего движения колонна обрастала новыми рабочими с других заводов и просто зеваками. Когда колонна подошла к Хотунку я вместе с другими ребятами побежал к ней навстречу и мы какое-то время шли в её рядах в сторону города.

Людей было "море", среди них было много женщин и детей, но вели они себя пока «умерено возбужденно», кто-то играл на гармошке, многие пели и смеялись, в толпе были и явно "хорошо" выпившие люди. Отлично помню, как один дядька нес длинный шест с табличкой, к которому была привязана дохлая кошка, а на табличке написано «При Ленине жила, при Сталине сохла, а при Хрущеве сдохла».

Так с колонной мы дошли до моста через речку Тузлов, на средине которого стояло 4 танка. Но народ это не остановило, демонстранты стали перебираться через танки, а солдаты, которые были без оружия, им активно помогали (подсаживали, подавали руки, шутили с ними). Многие стали переходить речку вброд. Мы (хотунские пацаны) уже далеко отошли от дома, поэтому с толпой дальше не пошли, остались лазить по танкам, а потом и вовсе вернулись назад.

Во второй половине дня со стороны центра города послышались стрельба и танковые выстрелы, а вечером к нашим домам, в которых проживало много семей военнослужащих, подъехали солдаты на нескольких машинах и взяли под охрану наше жильё. Все здорово «напряглись».

Отец в этот вечер домой не пришел, мама сказала, что он находится на казарменном положении, а в городе объявлен комендантский час. Ночью под нашими окнами раздались несколько выстрелов и перепуганная мать заставила нас с сестрой лечь на пол. Утром, выйдя на улицу, около нашего дома я подобрал несколько гильз от автомата, а мать говорила, что видела на домах расклеенные антиправительственные листовки.

Весь второй день с начала этих событий в сторону городского центра шли вереницы военных машин. Мать, как и многие другие, на работу не пошла, везде собирались группы людей и делились различными слухами. Отец появился дома только через три дня и рассказал о событиях в городе.

Протестный митинг в центре города
Протестный митинг в центре города

С его слов действия развивались так. Большой митинг собрался в центре города перед горкомом партии. Вся площадь была заполнена народом. Перед зданием горкома стояли два танка, которые облепили ученики ремесленных училищ (ремесленники). На всех ближайших деревьях сидела детвора. Возможно среди них, как сейчас пишут, был и будущий генерал Александр Лебедь (он был на год старше меня и учился в 1-й школе). В город приехали партийные руководители Ростовской области и прибывшие из Москвы члены политбюро КПСС: Фрол Козлов и Анастас Микоян. Мой отец обеспечивал им связь с балкона горкома партии, на котором выступали эти руководители и уговаривали людей разойтись. К этому времени в толпу затесалось много провокаторов из числа уголовников, которые начали «подбивать» народ на активные противоправные действия. Часть людей поддалась на эти провокации и стала «ломиться» в здание горкома, а прорвав оцепление стала все крушить и громить внутри здания. Воспользовавшись этим «бедламом» уголовники стали бить витрины и грабить магазины. Тогда один из танков сделал холостой выстрел, а солдаты из оцепления горкома дали залп холостыми патронами. Надо знать, что такое выстрел из танковой пушки. Всех кто сидел на танке, как «ветром сдуло», «осыпалась» с деревьев и детвора. Но поняв, что стрельба ведется холостыми боеприпасами, толпа еще больше разозлилась и часть её двинулась освобождать арестованных товарищей.

В 2-х кварталах от горкома партии на главной улице Ленина (сейчас Московская) находится большое административное здание, и тогда на его первом этаже размещались СберБанк, на втором – прокуратура и милиция, на третьем - управление комитета госбезопасности (КГБ), а во дворе здания находился следственный изолятор. В этот изолятор уже успели посадить пару десятков задержанных дебоширов и хулиганов. Вот их-то и пошла освобождать часть митингующих. Человек сто из этой разъяренной толпы свободно пропустили во двор изолятора и сразу закрыли за ними ворота. Так они там до суда и остались.

Остальная часть толпы «насела» на оцепление, состоящее из военнослужащих внутренних войск, которым уже выдали боевые патроны и дали разрешение на открытие огня по нападающим. На крыше здания разместились милиционеры с автоматами.

И вот один из нападавших на оцепление ремесленников выхватил автомат у зазевавшегося солдата внутренних войск и открыл огонь по окнам верхних этажей здания.

Милиционеры, находящиеся на крыше, подумали, что стреляют по ним и открыли ответный огонь по толпе. Открыло огонь и оцепление. Число погибших называют разное, отец говорил о 13 погибших, сейчас пишут уже о 40 жертвах.

Город лихорадило еще в течение месяца.

О том, что кроме стихийного движения рабочих, имел место и заговор, говорит следующий рассказанный отцом случай.

Через несколько дней после этого расстрела к одному из наших солдат с автоматом Калашникова подошел пацаненок и сказал, что у его папы тоже есть автомат, но только с круглым диском. Боец был сообразительный, доложил о случившемся. Тогда была осуществлена следующая операция: по городу был распущен слух о том, что на ближайшей к станице Кривянская ж.д. станции стоит плохо охраняемый вагон с оружием и боеприпасами. Через какое-то время большая группа людей ринулась к указанному вагону, и под угрозой оружия приказала одинокому часовому открыть вагон, что тот и сделал. Но, как только вагон был открыт из него выскочили бойцы госбезопасности и всех прибывших «повязали».

Все остальные последствия этого восстания общеизвестны, не стану повторяться, но отмечу, что город надолго был очищен от криминального элемента,

И еще добавлю, что в городском краеведческом музее Донского казачества есть экспозиция, посвященная этим событиям. Уже в наше время я несколько раз посещал эту экспозицию и каждый раз она была с новой информацией (в т.ч. и с новыми сведениями о количестве жертв).

Спасибо за прочтение. Ставьте лайки, оставляйте свои комментарии, высказывайте свое мнение, становитесь подписчиками канала и читайте другие, находящиеся здесь статьи.

Спасибо за прочтение, Подписывайтесь и ставьте лайки

Больше на моем канале ТУТ