Пока российское образование экстренно пытается перестроить все занятия под онлайн-формат, учителя школы №2107 успешно пользуются благами цифровой эпохи и ведут уроки 21-го века. Кучмарекова Анастасия поделилась своим опытом ведения дистанционных уроков.
Я и мои коллеги и раньше использовали цифровые образовательные ресурсы в своей деятельности. Практически все учителя используют МЭШ, разрабатывают уроки в ней, пользуются наработками других профессионалов, поскольку всё в открытом доступе. Помню, у меня неожиданно пропал голос, буквально на час. Я открыла РЭШ, включила лекцию, за это время подготовила индивидуальные задания для каждого ученика, и так прошёл полноценный урок. Т.е. учитель в современных реалиях должен быть готов ко всему, и эти реалии только положительно должны влиять на процесс обучения, качество обучения должно расти!
Для уроков английского языка я часто использовала приложение learningapps, quizlet, quizizz, thinglink . Для выполнения функций классного руководителя мне помогают гугл формы, гугл документы и хранилище. Например, мне необходимо узнать, какой профиль ребята выбирают при написании предпрофессиональной олимпиады. Я создаю гугл форму, где ребята в течение 30 секунд заполняют ФИО и профиль, а потом готовую таблицу отправляю как заявку на участие в олимпиаде. Это очень удобно!
Сейчас, когда нет возможности проводить занятия очно, нам необходима платформа для проведения дистанционных уроков. Предлагаю разобрать основные платформы, которыми мы пользуемся.
Skype – самая известная платформа для проведения видеоконференций.
Плюсы:
- Относительная простота использования;
- Наличие аккаунта у многих учеников и учителей;
- Есть аудио и видеоконференции.
Минусы:
- Если подключается много человек, то начинает зависать.
- Мало функций для демонстрации экрана, деления на подгруппы, управление фоном.
- Не очень удобная организация чата.
Мне кажется, в скайпе можно проводить полноценные уроки. Но такие уроки возможны в мини-группах по 4-5 человек. Т.е. например, в классе 30 человек, нам нужно провести за 45 минут примерно пять 8-9-минутных сессий, что в условиях постоянно зависающего интернета практически нереально. В таком случае учитель может организовать квест , чтобы ребята ждали с нетерпением своего времени. Допустим, урок биологии в 5 классе. Тема урока: Царства животного мира. Каждой из групп дать задание разработать 5-минутный проект про одно из царств животного мира, а оставшуюся группу назначить судьями. Пока ребята выполняют проект, с группой судей разработать понятные критерии оценки, научить ребят давать обратную связь, понимать, что у одноклассников особенно хорошо получилось и как можно улучшить проект. Потом команду жюри или вместе с ними, если позволит программа и интернет-соединение, отправить в каждую группу представлять свой проект и давать грамотную обратную связь. Я уверена: ребятам это очень понравится, для них это будет настоящим событием!
ZOOM – платформа для проведения видеоконференций, которая появилась в США и использовалась там для проведения онлайн-трансляций и совещаний.
Плюсы:
- Можно подключиться без регистрации;
- Есть возможность менять фон у учителя, у учеников, возможность изменять голос;
- Есть возможность демонстрировать экран каждому участнику конференции, есть возможность совместного редактирования заданий;
- Есть возможность деления на подгруппы.
Минусы:
- Для многих ребят платформа новая, не все положительно относятся к изменениям;
- Ребята могут начать злоупотреблять множеством функций, начинают рисовать рожки друг другу, показывать себя;
- Необходимо наличие камеры и микрофона;
- Неудобный интерфейс чата.
Пример проекта, показанного выше, может быть осуществлён и в зуме, т.к. именно зум обладает расширенным функционалом. Но многие учителя начинают жаловаться, что ребята непозволительным образом ведут себя на уроках. Думаю, что здесь нужно проявить педагогическую смекалку. Допустим, нарисовал одноклассник рожки, а его можно спросить по-английски: «Что ты нарисовал?» Всем остальным ребятам задать вопрос: «Какое грамматическое время я использовала?». Вот прекрасное начала урока в 5-7 классах, где начинается и продолжается изучение Present Perfect. Если давать ребятам задания, которые им будут действительно интересны, то и таких проявлений со временем будет становиться меньше, а настоящей учебной деятельности больше!
DISCORD – геймерский сервер для игр и коммуникации. Он знаком многим играющим мальчикам и девочкам, в него легко войти и легко в нём потеряться, но всё же для старшей школы, я считаю, это лучшее средство коммуникации.
Плюсы:
- Можно подключать до 100 человек;
- Не нужна регистрация;
- Можно разговаривать без видео;
- Очень удобный чат и система демонстрации экрана;
- Видно, если ребята играют в игры, а не работают на уроках;
- При подключении к каналу к каждому человеку пишут пару слов на английском (отличный warming-up);
- Можно самостоятельно заглушить ученика, если он сознательно мешает проведению урока.
Минусы:
- Многие воспринимают платформу только в качестве игровой;
- Для видеоконференций приходится добавлять всех в друзья.
Для меня дискорд – абсолютный фаворит. Да, сначала ребята смеялись, что учителя тоже играют, поэтому в дискорде. Но потом мы вместе с ними настроились, поняли, что хотим учиться и достигать академических результатов, создали себе чат для классного часа, где мы обсуждаем, как наши дела, какие фильмы посмотрели и сколько упражнений (физических) мы сделали. Здесь звонков нет, поэтому необходимо обязательно напоминать ребятам после 30-40 минут сидения о физической разминке. Создали и чат для занятий английским языком в каждом классе, где царит совершенно другая атмосфера: все общаются на английском и выполняют задания. Я очень довольна, что никакие вирусы не страшны нашим ребятам, если они хотят учиться!
У многих возникают вопросы с оценками, как же быть? Например, в этом же дискорде (туда можно зайти и с телефона, можно писать в чат) можно заинтересовать ребят, задать интересный вопрос, а потом попросить их написать несколько строк своего мнения. Предварительно вы можете разработать критерии оценивания (например, не менее 5 предложений, правильное лексическое и грамматическое оформление, использование не менее 5 новых слов и т.д.). Вы сразу же начинаете давать обратную связь и просите ребят оценить своих товарищей. Так вы развиваете не только предметные, но и метапредметные умения.
В заключение скажу, что учителям всегда следует помнить, что учиться – глагол возвратный, т.е. преобразования должны быть направлены САМИМ учеником на СЕБЯ! Конечно, мы обязаны мотивировать ребят и предлагать им интересные и разнообразные задания, должны обеспечивать качественное обучение для всех учеников школы, но каждый ученик и его родитель тоже должны понимать и осознавать свою ответственность, для чего школьник учится – для оценки или для качественных внутренних преобразований.
Всем отличной продуктивной недели дистанционных уроков! Берегите себя и своих близких!