Исследование мировых тенденций классической мультипликации позволило по-новому взглянуть на процессы развития мультипликации и её влияние на кинематограф. Анимация является динамичной системой, которая развивалась благодаря техническим и художественным инновациям.
Истоки мультипликации находятся в глубокой древности, ее формирование происходило на протяжении долгого времени. Одну из ключевых ролей в становлении анимации сыграли технологии. Их влияние прослеживается на протяжении всего периода существования и развития мультипликации. Именно интеграция технологий с разнообразными зрелищными формами, позволила мультипликации стать отдельным видом аудиовизуальных искусств. Это взаимодействие также породило множество различных классификаций и видов традиционной мультипликации. Среди них можно выделить три основных вида: объёмную, плоскостную и рельефную. Так как они содержат в себе все основные техники и принципы традиционной мультипликации.
Несмотря на общность истоков и схожесть процессов на стадии зарождения мультипликации, к концу 1920-х годов начали формироваться отличительные особенности различных аниматографий.
С момента своего зарождения американская анимация развивается как сфера развлечений, основной упор делается на зрелищность. Характерной чертой американской мультипликации является ее коммерческая направленность, мультфильмы воспринимаются как товар. И поэтому её развитие по большей части происходило как студийное творчество.
Американская киноиндустрия многим обязана Уолту Диснею. Его нередко называют "отцом мультипликации". И это не удивительно. Творчество Диснея составляет целую эпоху в истории мультипликации, ему принадлежит выдающаяся роль в формировании и утверждении искусства рисованного фильма как самостоятельной отрасли кинематографии. Именно благодаря Диснею американская анимация приобрела свой узнаваемый стиль.
Многие американские и европейские мультипликаторы стали противопоставлять себя именно Диснею. Наиболее ярко это противопоставление выражено в работах студии «United Productions of America». С появлением телевидения студия «Hanna-Barbera» использовала стилистику «UPA», обобщив ее еще больше. Они уменьшили количество кадров в секунду, добавили больше циклических движении и ограничили их. По сей день используется два различных подхода в создании мультипликации.
В европейской же культуре прослеживается сильное влияния театральных традиций. Однако в период зарождения европейской мультипликации в искусстве преобладают авангардные течения, воспринимавшие мультипликацию как новый язык для самовыражения. Именно это впоследствии определит ее индивидуальный характер. Это означает что мультипликация опиралась на отдельных авторов с разнообразными личными стилями. Среди них были режиссеры, вдохновленные главным образом карикатурами (Эмиль Коул, Роберт Лортак, Каве), режиссеры, которые хотели рассказать эпические истории (Лотте Рейнигер, Ладислав Старевич, Бертольд Бартош), а также художники, экспериментирующие с анимированными изображениями (Вальтер Рутманн, Ханс Рихтер, Викинг Эггелинг, Оскар Фишингер).
Формирование советской мультипликации проходило на основе русского кинематографа и театра, который носил просветительских характер, со временем он трансформируется в агитационно-просветительский. На протяжении многих десятилетий отечественная мультипликация воспринималась как инструмент для воспитания, и лишь потом как средство для развлечения.
Важным является тот факт, что на протяжении нескольких десятилетий ее развитие определялось тенденцией подражания стилю Диснея это выражалось в специфике выбора тем и методов работы, а также ориентацией своей продукции на детскую аудиторию. Однако столь же сильным было желание подчеркнуть тот факт, что советская культура резко противостояла западным стандартам и западному образу жизни. Советские власти также использовали анимационный фильм как идеологический инструмент (например, анти-джаз-кампанию в «Чужой голос» или классовую борьбу в «Приключениях Маугли»).
Несмотря на то, что Хрущевская «Оттепель» была свидетелем многочисленных выпусков анимационных фильмов для взрослой аудитории, советская анимация оставалась жанром для детей и в значительной степени опиралась на фольклорные источники. Примечательно, что советское правительство на ранних этапах развития мультипликации недоброжелательно относилось к фольклорным и народным сюжетам. Только в середине 1930-х годов сказки были идеологически реабилитированы и стали основным источником сюжетов советской анимационной киноиндустрии.
Первоначально централизованная в Москве, советская анимационная индустрия начала распространяться на другие республики после наступления оттепели, что также совпало с постепенным увеличением разнообразия различных авторских стилей.
Важно отметить что приход компьютерных технологий не вытеснил традиционную мультипликацию. А всего лишь стал очередным этапом развития анимационных технологий, позволив усовершенствовать анимационный процесс, ускорив и удешевив его, открыв для авторов новые способы воздействия на зрителя и новые способы решения классических анимационных задач.