Найти в Дзене
Алексей Базюк

Лучший фильм Балабанова

Кадр из фильма "Счастливые дни"
Кадр из фильма "Счастливые дни"

Так случилось, что я пару лет назад открыл для себя Балабанова. Не того, экранного с Братьями и Жмурками. А другого, скрытого от глаз обыкновенного телевизионного обывателя. Буквально дней за пять я устроил ретроспективу доселе мне неведомых "Кочегара", "Реки" и иже с ними... И странные противоречивые чувства закрались мне в душу. Начну с того что "Брата" смотрел я в оригинале, ну то есть как все , в зашарпанном, без новомодных штук, кинотеатре в 97 году. Тогда еще и в залах, если память мне не изменяет, можно было по свойски курить, а на соседние кресла, запросто, закинуть ноги... Какого-то особенно воодушевления тогда картина у меня не вызвала. Не помню я, хоть убей, потрясения . Что-то кольнуло - да, но не больше. Тот-же "Кролик Роджер" , к слову, тряхнул меня поосновательней . Времена тогда конечно странные были, тяжелые, вязкие и мочащий братву паренек с плеером и пластинками под песни "Нау" бил в самую точку... Потом , как я полагаю, перевернулось у народа сознание, после "Брата" но незаметно так, не сразу... Большое видится на расстоянии и нужно было время все это переварить. Поясню чуть шире свою мысль (про большое и про расстояние) - как-то я шел студентом с универа и путь мой пролегал мимо стадиона, на котором в тот день было запланировано выступление группы "Кино". Это был их последнее , как оказалось, турне - увы, и "На столе стоит банка, а в банке тюльпан, а на окне стакан" уже явно уступало раннему творчеству. Так вот, проходя мимо стадиона -я увидел большой чистый автобус, в котором сидели или даже возлежали некие люди- я помню в окнах торчали ноги и лица. И одно из них было лицо Цоя. Я прошагал, мимо без всякого душевного волнения. Такие , в общем-то дела и увы не узрел я тогда ни в "Брате" и ни в "Кино" мощного культурного феномена для страны. Прошел мимо и все... Как-то так. Но время расставило все на места... Итак , проглотив киношное наследия великого и ужасного Алексея Октябриновича я крепко призадумался , и вот о чем. А что, если все эти 90-ые и нулевые, "убили, затерли" выдающегося мирового Мастера, сродни Бергману, Тарковскому, Антониони - БАЛАБАНОВА АЛЕКСЕЯ ОКТЯБРИНОВИЧА и явили миру , просто хорошего крепкого самобытного российского режиссера, без Канн, Берлинских медведей, пальмовых ветвей, мирового признания, снимающего вместо звезд первой величины Дмитрия Дюжева и Ирину Салтыкову. Судите сами, ниже я разместил кадры из его дебютного фильма "Счастливые дни" снятого в последний год СССР. В глаза сразу бросается мощный, могучий талант. Обратите внимание, на строгое заботливое участие высших киношных чинов к первой работе начинающего режиссера - городские локации Питера пустынны, часть съемки ведется с воздуха... То есть, власть смогла перекрыть и расчистить целый квартал северной столицы в угоду амбициям неизвестного режиссера, снимающего странного Беккета. Даже площадь вокруг Эрмитажа освободили от людей. Для сравнения , в "Брате" есть забавный момент, когда Данила звонит из уличного автомата - и люди, проходящие мимо оглядываются -"А смотри, кино снимают". Такой вольности Балабанову уже не давали и работать приходилось в полевых условиях, среди скопления посторонних и любопытных прохожих. Каждый кадр из "Счастливых дней" фотографичен, скажем как "Сталкер" Тарковского или "Седьмая печать" Бергмана". То ли высочайшая ответственность за дебютную съемку, то ли грамотная цензура повлияли на то, что картина является несомненным шедевром и лучшей экранизацией сложного Беккета. Я бы ее сравнил с датской экранизацией "Голода" 1966 - цикличная одиссея по каменному серому городу маленького ненужного человека... И результат не заставил себя ждать - премьера в Каннах. К слову у Тарковского, тоже был выдающийся дебют -"Иваново детство"... Но через год рушится СССР , снимать умное кино становится рискованным ( будет еще "Замок" по Кафке), и наступают другие реалии- кино про бандитов, штрафбаты и прочее... Талант вязнет в удушливой расхлябанной свободе и увы, феномен Тарковского не случается. Не скажу, что в этом есть какая-то вселенская трагедия , но все что вышло после "Замка" слишком "тесное" и "неглубокое" для Балабанова или чересчур личное, чувствуется неудовлетворенность и пренебрежительность к снятым в дальнейшем проектах, по моему скромному мнению. И позволю себе привести пару цитат из интервью мастера - "Я же не для вечности снимаю. Просто работаю, чтобы люди завтра посмотрели мой фильм в кинотеатрах, и все." и "Будет страна богатой, тогда все автоматически снова потянутся друг к другу, появится и желание заниматься искусством <...> Тарковский же не на пустом месте возник!". Ниже кадры из фильма-шедевра "Счастливые дни", поставленного по пьесе Сэмюэла Беккета.

-2
-3
-4

-5
-6

-7
-8
-9
-10
-11

-12
-13