#партнерский материал
В современном мире, полном трудных задач, мультфильмы − источник неподдельной радости как для детей, так и для взрослых. Российские аниматоры проделали долгий путь – от «раскадровки на коленке» в ранней истории «Союзмультфильма» до создания произведений инженерного искусства с использованием инновационных технологий. Параллельно взрослые, педагоги и просто творческие люди, привлекали в мир создания мультфильмов и детей, адаптируя для них технику. Так родилась в числе прочих и студия по созданию мультфильмов Kids Animation Desk, в основу которой легла разработка воронежского инженера Алексея Манаенкова. Она вызвала восторженную реакцию как у педагогов и воспитателей, так и у самих детей, став яркой иллюстрацией принципа: «Все гениальное – просто».
Назад в будущее: из истории развития анимации в России
У советских детей компьютеров не было, но интерес не только к просмотру, но и к созданию мультфильмов был всегда. Знаменитый художник-мультипликатор, режиссер, патриарх «Союзмультфильма» Леонид Аронович Шварцман рассказывал:
Когда я, будучи студентом ВГИКа, только пришел работать в мультипликацию ассистентом художника в фильме «Федя Зайцев», сразу попал в самый эпицентр работы «Союзмультфильма». Никаких компьютеров тогда не было, все делалось вручную, по большей части это был однообразный «китайский труд». Особенно тяжко приходилось, когда случались авралы. Сдать мультфильм позже назначенного срока считалось недопустимым, директор картины сам бегал, собирал у художников только что нарисованные целлулоиды (анимационных персонажей перерисовывали на целлулоидах − специальной прозрачной пленке. Прим ред.), раскладывал их на просушку. Скорость 24 кадра в секунду тоже оставляла желать лучшего.
Нам, детям рожденным после распада Союза, повезло с техникой больше – появились высокотехнологичные фотоаппараты и видеокамеры, а затем – мобильные телефоны, которые значительно расширили возможности для съемки. Нужно было нарисовать серию картинок (сделать так называемую «раскадровку»), затем сфотографировать их, а уже потом смонтировать видео из полученного материала и создать мультфильм.
Разумеется, все это делалось в очень плохом качестве и было не всегда под силу детям. Например, мы с друзьями сняли первый мультфильм о собаке и лягушке, космических путешественниках, только став студентами.
Разработка воронежского умельца
Технический прогресс не стоит на месте, а наша страна издревле славится своими умельцами. Инженер Алексей Манаенков из Воронежа, занимающийся с детьми stop-motion анимацией, заметил, сколько неудобств возникает в процессе съемки мультфильмов на основе фигурок из конструктора LEGO без специально разработанных студий: в кадр попадают лишние предметы, камеры стоят неустойчиво, одно лишнее движение – и нужно все переснимать с самого начала. Используя свои профессиональные навыки, Алексей разработал функциональное рабочее место для юных мультипликаторов – мультстанок для объемной анимации Kids Animation Desk.
Но этого было недостаточно. Позже, когда Алексей Манаенков доработал станок с Дмитрием Шубиным (сейчас он возглавляет этот проект), который на основании собственного опыта и опыта педагогов-аниматоров внес изменения в конструкцию и комплектацию, а также создал для работы программное и методическое обеспечение, Kids Animation Desk превратился в настоящую, почти профессиональную мультстудию, став одновременно законченным образовательным решением.
Что такое студия Kids Animation Desk и как она устроена
Мультстанок Kids Animation Desk - это мини-киностудия, предоставляющая возможностью съемки крупных планов и движения в пространстве. В конструкции предусмотрены несколько постов съемки, места для декораций, плавное взаимное перемещение героев и камеры, возможность быстрой смены фона и многое другое. Мультстанок универсальный, в процессе обучения можно использовать разные техники и их смешение.
- Программное обеспечение удобно и функционально. С его помощью ребенок в процессе работы может увидеть промежуточные результаты. Предусмотрены необходимые функции для создания полноценного мультфильма: работа с кадрами, добавление титров и субтитров, плавный переход между сценами, добавление не менее трех звуковых дорожек. Интерфейс прост и интуитивно понятен детям от 4 лет.
Все на своем месте. Все двигается, но при этом не шатается, – делится впечатлениями школьник Владислав Сигорских, использующий Kids Animation Desk для создания собственных мультфильмов.
- Методическое пособие дает базовые знания по анимации и описывает на примерах все доступные техники, что позволяет педагогу использовать это образовательное решение как инструмент для вовлечения ребенка в творческий процесс.
В ассортименте бренда Kids Animation Desk кроме мультстанка, флагмана для объемной анимации, есть его уменьшенная версия, а также мультстанки для плоскостной (рисованной, перекладной, песочной) анимации. Бонусом является возможность бесплатной доставки мультстудий Kids Animation Desk в любой регион России.
Более подробную информацию можно получить на сайтах мультстудия.рф и foranimation.ru.
Соответствие студии принципам STEAM-образования и стандартам ФГОС
Все, кто приобрел мультстудию Kids Animation Desk, делятся положительными отзывами о ее использовании, однако каждый педагог или воспитатель ставит акцент на наиболее важных для него функциях и задачах.
Для воспитателя московского детского сада Анны Поповой это, прежде всего, удобство конструкции и возможность развивать в детях самостоятельность за счет простоты конструкции.
Для меня Kids Animation Desk – огромная находка, – делится Анна Андреевна.
Раньше мы с ребятами все снимали на фотоаппарат: ужасно долгий процесс, мультфильм получался не очень высокого качества, а работа над ним без постоянного кураторства педагога была невозможной. Теперь достаточно одного вводного занятия, и дети дальше дети будут действовать сами.
Игра для ребенка – это ведь его мир, понятный ему язык. При этом и мультфильм и его производство несут в себе воспитательную функцию. В процессе дети учатся распределять роли, нести ответственность за свою работу. Еще один плюс – ребенок сразу видит результат своего труда.
Коллега Анны Поповой, педагог Ольга Осмоловская утверждает, что программу может освоить даже ребенок, не владеющий чтением и письмом:
Раньше было как? Дети снимают, взрослые монтируют. Сейчас даже пятилетние малыши минут за 7-10 осваивают принципы работы Kids Animation Desk . Они абсолютно интуитивна, в интерфейсе программного обеспечения почти нет слов, почти все − невербальные элементы, − говорит Ольга.
Kids Animation Desk пользуются не только воспитанники детского сада. Одна из школьных групп, участники детской «Киноакадемии 2020», недавно прошедшей во Всероссийском детском центре «Смена», использовала ее для производства своих творческих конкурсных работ. Попробовали свои силы в создании мультфильмов патриотической направленности и ребята из Юнармии.
Учитель Оксана Пшеничная отмечает, что помимо удобной эргономики, к достоинствам студии можно уверенно отнести высокую скорость съемки:
До этого мы снимали мультфильм покадрово на фотоаппарат, а затем монтировали материал в различных программах, таких как Flash, IMovie. В первом случае это выходило дорого – программа продается только в пакете с другими. Во втором – скорость смены кадров ограничена всего десятью в секунду.
С программным обеспечением «АртИгрушка» студии Kids Animation Desk можно снимать со скоростью до 30 кадров в секунду, да еще и интерфейс донельзя простой – второклассники его осваивают за считанные минуты!
Оксана Юрьевна также говорит об огромном пространстве для маневра при использовании студии как в ходе уроков, так и во внеурочной деятельности:
На уроках изобразительного искусства учащимся начальной школы можно давать задание, например, снять результаты работы после занятий по скульптуре. Шестиклассникам студия идеально подойдет для работы с темой «Пейзажи». Каждый учащийся рисует пластилином, допустим, архитектурный объект или дерево, вырезает его, и на выходе мы получаем своеобразный конструктор для создания разнообразных фонов, которые можно использовать в мультфильмах.
Восьмиклассники используют студию на уроках ИЗО в разделе «Театр. Телевидение. Кино» на уроках, посвященных анимации. Выполняя учебный этюд в трех разных техниках, они пользуются разными видами студии. У ребят уже формируются мысли на тему будущей профессии, а творческий процесс помогает им в профориентации, − отмечает педагог.
Kids Animation Desk пригодится и на уроках биологии, допустим, для съемки в автоматическом режиме домашнего задания по проращиванию зерна, а на уроках технологии − снимать процесс приготовления пищи. Потенциал огромен!
Kids Animation Desk хорошо знают и за пределами Москвы. Одной из первых, кто начал использовать студию для занятий с детьми, стала воспитатель детского сада из Волгодонска (Ростовская область) Евгения Головина. Педагог отмечает многофункциональность конструкции. По ее словам, у детей особый восторг вызывает наличие большого количества подвижных деталей.
Хорошо, когда дети сами предлагают сюжеты, развивают свою фантазию. Сама анимация – процесс сложный. Сначала дети учатся играть на столе, а потом уже снимать. Ролики монтируются небыстро, от четырех дней до недели. Мы строим конструкции из наборов LEGO. Поделка статичная, интереса большого не вызывает. Но если есть возможность ее оживить, у детей сразу загораются глаза,− рассказывает Евгения.
Педагог подчеркивает, что героями мультфильмов становятся не только игрушки LEGO − в комплекте вместе со студией и программным обеспечением есть наборы для кукольной анимации, а также готовые фоны-декорации:
Эту чудесную студию нам помогла приобрести одна из госкорпораций в рамках социального благотворительного проекта «Детская студия "Арт-мозаика"», – добавляет Евгения. – Теперь мы снимаем с ребятами и тематические мультфильмы, например, «Пожарная безопасность», «Правила дорожного движения». Дети сами учатся и учат друг друга.
Методист Центра непрерывного художественного образования города Москвы (ЦНХО), ученица народного художника России Бориса Неменского Галина Тупикова, будучи человеком с тонким вкусом, колоссальным опытом работы и умением видеть прекрасное, обращает внимание на эстетические характеристики разработки:
Эта студия визуально понятна и привлекательна внешне. Удачно подобраны цвета: для детей это важно, − подчеркивает Галина.
Если говорить о практической стороне, к плюсам нужно отнести небольшой вес студии в сравнении с аналогами – даже женскому коллективу нашего Центра с ней легко управляться: собрать, разобрать, перенести.
Отвечая на вопрос, не перевешивает ли игровая, развлекательная составляющая над обучением при использовании мультистудии на уроках и во внеурочной деятельности, она сказала:
Игра должна быть проектом, тогда она будет полезна. А в процессе этой игры грамотный педагог распределяет роли, знакомит детей с теми профессиями, которые нужны для создания полноценного и качественного мультфильма: аниматора, художника, режиссера, сценариста, специалиста в области озвучки, монтажера, настройщика аппаратуры, оператора.
Когда ребенок получает определенные знания, он хочет их применять. Так игра может перерасти в увлечение, а потом и в будущую профессию. Здесь важно уточнить, мы не готовим мультипликаторов. Мы детей просвещаем, учим думать, наблюдать. Мы знакомим их с профессией. Выбор они делают сами.
Галина Тупикова проводит мастер-классы на Kids Animation Desk и для взрослых, обучая педагогов в большей степени художественным, нежели техническим приемам. Решающую роль в процессе она отводит таланту педагога или родителя.
Студия по созданию мультфильмов – это лишь помощник. Дети сами мультфильмы не снимают. Они создают их под руководством взрослого, который грамотно делает вид, что не принимает никакого участия в процессе – в этом и проявляется настоящий педагогический талант, – утверждает она.
Мультистудия и STEAM
Мнения экспертов отлично резонируют с принципами STEAM-образования (с англ. Science, Technology, Engineering, Art, Mathematics – естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика), основанными на междисциплинарном подходе.
Kids Animation Desk является комплексным образовательным пространством по направлению «арт» в системе STEAM-образования, − отмечает Анна Попова.
При работе со студией возникает такое понятие как тайминг – расчет времени, необходимы знания из области математики. Целостная картина мира создается только при изучении всех предметов, которые мы проходим. Все три направления – точные, естественные и гуманитарные науки, в том числе, науки об искусстве, гармонично развиваются только в единой связке», – подчеркивает Галина Тупикова.
Отметим, что использование Kids Animation Desk соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) – как для 1-4 (пункт 12.5), так и для 5-9 классов (пункты 11.6, 11.7).
Изучение предметных областей должны обеспечить:
Искусство. Изобразительное искусство
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся;
- формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
- формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
- развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
- приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;
- формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Технология:
- получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
- усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
- приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
- приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
- приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
- совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту.
- осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
- формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
- овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда).
Первый шаг в творчество и профессию
Времена, когда создание мультфильмов было делом профессионалов, канули в Лету. Теперь наши дети сами в состоянии спроектировать уникальное произведение искусства. Студия Kids Animation Desk, грамотные педагоги, воспитатели и родители станут лучшими помощниками в этом деле.
Наша задача – научить людей видеть прекрасное и наслаждаться тем, что дает нам жизнь. Видеть. Думать. Творить, – уверена методист Галина Тупикова.
И кто знает, может быть уже сегодня ваш ребенок сделает свой шаг сторону будущей профессии с помощью мультипликационной студии, и Маленькая Страна его мечты станет ближе. Не упустите свой шанс!
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.