Когда ребёнок сам может и одеться, и раздеться – для него и его родителей жизнь становится гораздо проще. Из списка утренних дел можно вычеркнуть как минимум один пункт. И как минимум один пункт можно добавить к списку первых шагов к самостоятельности!
Но сказать проще, чем сделать. И, возможно, вместо того, чтобы сэкономить время на сборы, некоторым наоборот придётся гораздо более обстоятельно и долго собирать ребёнка в детский сад или на прогулку. Для кого-то это может стать настоящим вызовом. Поэтому давайте в начале разберёмся, зачем вообще вдохновлять ребёнка на такие подвиги.
Когда ребёнок одевается сам, то у него развивается:
1) мелкая моторика (особенно, когда дело доходит до молний, заклёпок и шнурков);
2) крупная моторика (умение, натягивая носок, балансировать на одной ноге);
3) мышление (понимание того, что и после чего надевать);
4) память (запоминание названий предметов одежды);
5) логика (понимание того, какой наряд подходит для той или иной погоды или случая).
Итак, перейдём непосредственно к советам. Как же научить ребёнка самостоятельно одеваться?
Прежде всего, запаситесь терпением и помните – то, что для взрослых представляется обычным делом, детям в первое время даётся с трудом. И даже если на обувание у вас теперь будет уходить 5 минут, ребёнок должен попробовать делать всё сам – так новое запомнится гораздо быстрее и эффективнее.
1. Купите штаны на резинке.
Обучение стоит начать со спортивной одежды свободного кроя, желательно с резинкой на поясе. Прежде чем переходить на джинсы и другие брюки с застёжкой, убедитесь, что ребёнок разобрался с замком и знает, как их снять. Постепенно можно будет перейти к штанам с традиционной пуговицей – как правило, именно обычные пуговицы вызывают больше всего трудностей.
2. Приучите одеваться сидя.
Всё, что ниже пояса (штаны, носки и обувь) лучше надевать сидя. Так ребёнок сможет сосредоточиться на самом предмете гардероба, а не на том, как, стоя на одной ноге, удержать равновесие.
3. Научите продевать руки в рукава и застёгивать пуговицы.
Эти действия кажутся уж совсем простыми, но именно они дают уверенность и подстегивают к дальнейшим шагам, потому что ребёнок сделал их сам. И пусть поначалу пуговицы будут застёгнуты не в том порядке – начинать надо с малого!
4. Разложите нужную одежду на кровати.
Не пугайте ребёнка огромным выбором одежды в шкафу – лучше подготовьте комплект на день заранее, утром разложите и покажите его ребёнку.
5. Научите отличать стороны одежды.
Покажите, по каким признакам можно понять, где у одежды передняя, а где задняя часть и расскажите, как отличить изнаночную сторону от лицевой. Укажите, на что нужно обращать внимание в первую очередь (ярлыки, швы, пуговицы и т.д.).
6. Потренируйтесь снимать одежду.
Главное – идти от простого к сложному. Начинать надо с того, что у ребёнка уже получается. Это его воодушевит и заставит поверить в свои силы. Не помогайте ему раздеваться, пусть он привыкает делать это сам. Вскоре процессы самостоятельных одеваний и раздеваний начнут ассоциироваться с отдыхом и чем-то приятным и обучение ускорится. Ведь раздеваемся мы обычно перед тем, как пойти в душ или отправиться спать после долгого, насыщенного дня.
7. Купите обувь без застёжек.
Не менее важно научить малыша обуваться. Проще это будет сделать с обувью на резинке или липучке, без шнурков и замков. Покажите на себе, как правильно засовывать ногу в ботинок (сначала пальцы – потом стопа и пятка).
8. Начните с лёгкой в обращении одежды.
Для первых попыток самостоятельного одевания подбирайте вещи, где вместо пуговиц – липучки, а вместо одежды с длинными рукавами и высоким горлом давайте лёгкие и свободные маечки. И только, когда действия ребёнка дойдут до автоматизма, постепенно усложните задачу – дайте обувь со шнурками, кофту на молнии или пуговицах, и т.п.
9. Оставьте ребёнку право выбора.
Некоторые шаги затрагивают и сферу детской психологии. Утренние сборы покажутся более увлекательными, если вы позволите ребёнку самостоятельно с вечера выбрать хотя бы один предмет гардероба на следующий день.
10. Не делайте всё сами.
Поначалу ребёнку будет сложно сориентироваться и, конечно же, понадобится помощь извне. Помните – помогать можно, но только не во всём. Самое важное – финальное действие – ребёнок должен сделать сам. Только так он поверит в свои силы и возможности. Например, помогите ему продеть руки в рукава кофты, но пусть он сам её одёрнет и поправит. Нет лучшей мотивации, чем собственные успехи.
Надеемся, статья оказалась для вас полезной. А как вы учились самостоятельно одеваться? И как вам потом удалось помочь с этим своему ребёнку? Расскажите, к каким хитростям в таких случаях прибегали вы или ваши родители.