Найти тему
Альтернатива блог

Насколько опасна для бизнеса ситуация с коронавирусом

Оглавление
На фото: Виктория Вирта
На фото: Виктория Вирта

Виктория Вирта, создатель маркета «Польза», сайта и журнала «Дом 2», креативный продюсер издательских проектов, руководитель группы внеэфирных СМИ телеканала «ТНТ» с 2005 по 2011 год, экс-топ-менеджер крупных российских компаний Rutube, Ivi, MTT и основатель Академии интернет-резерва.

Сама по себе болезнь – не так опасна, как последствия по борьбе с ней. Эффект домино: закрываются одни компании – люди перестают получать зарплату – снижается покупательская способность – закрываются другие компании – … И экономика входит в пике.

Что у нас изменилось из-за вируса

Плохое, с чем мы уже столкнулись:

  • прекращение целого ряда договоров, причём не как обычно, когда есть время на расторжение, а на основе форс-мажора «здесь и сейчас», а также уменьшение абонентских платежей по оставшимся договорам, а это означает снижение выручки – сейчас она уже сократилась минимум на 50 %, что дальше будет – неизвестно;
  • отказ от аренды части помещений – хотя, может быть, это и неплохо, в нашем бизнесе реально многое делать удалённо;
  • больше половины сотрудников стало работать удалённо – до этого их была четверть (сам формат удалённой работы у нас практиковался всегда), а эффективно работать удалённо могут не все, людям свойственно дома расслабляться.

Хорошее, что мы для себя находим:

  • удалённая работа была выстроена давно, около четверти сотрудников так всегда работали и работают, поэтому глобально на общую результативность это не повлияло;
  • увеличился спрос на аудиты в сфере интернет-маркетинга, а этим мы тоже занимаемся;
  • все стали охотнее проводить встречи в формате видеоколлов – это очень экономит время, надеюсь, это останется после окончания пандемии.

Но давайте честно: хорошего пока меньше, чем плохого. Самое страшное сейчас – это то, что ситуация ещё не достигла дна, а прежде чем начнётся улучшение общей обстановки, станет ещё хуже. И насколько – неизвестно.

Что я думаю о мерах, предпринятых властями

Я понимаю и популистскую составляющую мер, и реальную необходимость. И они не всегда идут в согласии друг с другом. Например, объявить выходные в России, а затем ввести множество запретов на работу предприятий и передвижения – это правильно. Конечно, изоляция препятствует скорости распространения вируса. Но возложить оплату этих выходных на тех же самых предпринимателей, которым запрещено работать, а значит, и зарабатывать, – неправильно. Но количество таких предпринимателей в сравнении с количеством работников многократно меньше, поэтому, конечно, эта мера воспринимается большинством населения как положительная. А я, как предприниматель, в ужасе. Неделя – это ещё терпимо, но месяц... А дальше что?

Другие статьи по рубрике «Бизнес» читайте на нашем портале.