Найти тему

Как заставить ребенка учиться? (спойлер — никак)

Оглавление

В комментариях под постами о недопустимости физических наказаний, некоторые спрашивали: "Хорошо, вы говорите не принуждать, не орать и не бить, а как тогда ЗАСТАВИТЬ учиться. Ведь ребёнок не хочет сидеть за учебниками, а хочет играть в футбол и гулять весь день/сидеть за компьютером."

Предлагаем вам теорию великого российского психолога, философа и педагога Алексея Николаевича Леонтьева. Основной темой его изысканий была проблема формирования личности. То есть, что влияет на этот процесс, как личность ребёнка формируется в его деятельности, и как из этого вырастает взрослый.

Отдельно хочется отметить, что нет "волшебной кнопки", нажав которую мы сможем ЗАСТАВИТЬ наших детей учиться или быть вежливыми. Всё начинается со взрослых. Есть хорошая поговорка: "Если вы хотите хорошо воспитать девушку, нужно для начала хорошо воспитать её бабушку". Мы должны воспитать себя, научиться выделять главное, прочесть хотя бы одну книгу по педагогике, понять принципы развития мозга и психики, тогда нам не придёт в голову ожидать от пятилетнего беглого чтения, а от семилетнего полуторачасовой концентрации на новом теоретическом материале, а в целом снизится количество требований к ребёнку, а те, что останутся — их будет мало и они будут разумными, а значит и договориться без криков и битья станет проще.
Дети, что бы о них ни думали взрослые (вообще есть ощущение, что в 18 лет всем дают что-то выпить и взрослые намертво забывают, что тоже были детьми) вовсе не дураки, и идут на компромисс и способны договариваться и что-то делать, что не очень хочется, но надо, если этого не так много и им нормально объяснили, зачем это делать. Они очень любят нас, им очень нравится быть хорошими в наших глазах, если этим не злоупотреблять, не манипулировать, то можно очень комфортно жить без ссор и истерик.

Все дети от природы наделены поисковой активностью, все они хотят узнавать новое и что-то делать. Не существует ленивых и нелюбопытных детей (если речь не идёт о патологии), но мы взрослые требуем от ребёнка занятий не по возрасту, давим и душим эту активность, получая к 10 годам безвольного и ничего не желающего человека. А ведь от нас требуется просто грамотно направлять и не мешать.

Теория ведущей деятельности

-2

А.Н. Леонтьев выделил ведущую деятельность ребёнка — та, деятельность, которая наиболее актуальна для определённого возраста, именно она обеспечивает накопление психических изменений для перехода на следующий этап развития.

Психика ребёнка должна дозреть для того, чтобы понять и принять новые требования и вызовы. Младенец должен сначала ползать, укрепить мышцы спины и лишь затем вертикализироваться. Если мы будем пытаться ставить трёхмесячного малыша на ножки, ничего не выйдет, а если мы будем это делать настойчиво, использовать приспособления, например, мы нарушим его физическое развитие. Тоже и с психикой.

Именно в активной деятельности формируется и проявляется личность.
Итак, основные признаки ведущей деятельности:


1. В ней возникают новые виды деятельности.
2. В этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции (например, в игре появляется творческое воображение).
3. От этой деятельности зависят, наблюдаемые в это время, изменения личности.

При переходе с этапа на этап, ведущая деятельность не исчезает, но исчезает её определяющий характер, то есть данная деятельность перестаёт быть главной, это уже не то, что прорабатывает ребёнок, он готов к более сложным задачам, но она остаётся навсегда, например, мы, взрослые тоже любим играть (если нас не забили совсем, конечно).

Ведущая деятельность по возрастам:

1. Младенец тесная эмоциональная связь со взрослым

Именно тесная привязанность и удовлетворение в тесном контакте со взрослым обеспечивают младенцу переход на следующий этап развития.

-3

2. Младший возраст 1-3 года — предметная деятельность

Ребёнок очень занят познанием мира, а именно увлечённо разбирается с его предметами, ему нужно все потрогать, покрутить, погрызть и т.д. Сейчас очень распространенны "бизиборды" — доски с прикрученными разными штуками: звоночками, пуговицами, розетками, то, что окружает нас, но все это безопасно. Вот — лучшие игрушки на данном жтапе развития. Выражена потребность во взаимодействии со взрослым. И формирование речи происходит для обеспечения деловых контактов со взрослым. Ребёнок пока не нуждается в общении со сверстниками. Нет смысла на данном этапе "организовывать" ему друзей. Мозг пока не созрел.

-4

3. Дошкольный возраст 3-6 лет — игра

Вот, наконец-то пришло время шумных игр, веселья, сюжетно-ролевых игр. "Дочки-матери", "Казаки-разбойники". Роль взрослого уже не так важна. В этом возрасте ребёнок устанавливает контакт со сверстниками, и познаёт мир через игру. Почти любые знания сейчас заходят в него легко и непринуждённо, если поданы в игровой форме. На этом этапе вы очень легко можете сформировать полезные привычки, например, гигиенические:
— Чистим зубы 2 минуты (песочные часы приводят детей в восторг), а потом приходит игрушка и проверяет чистоту.
— Убираем игрушки — готовим их к ночному балу, а для этого они должны быть на своих местах, а то карета не сможет их забрать.
— Приходя с улицы, моем руки и переодеваемся на скорость (если есть сиблинги, то с ними, если нет, то с папой/мамой), кто быстрее, тот получает приз — может решить какая игрушка первая поедет на ночной бал и
ПЕРВЫМ убрать её на место.

-5

Просто придумайте игру, и внедрите её. Затем ребёнок вырастет, игры уйдут, но привычка чистить зубы, убирать за собой игрушки, посуду, переодеваться после улицы и т.д. останется. На этом этапе не нужно орать и бить, даже не нужно нудных долгих объяснений — он ещё не всё способен понять. Просто попробуйте поиграть.
И да, в этом возрасте обучать чему-либо — рано. Читать, писать и вот это всё. То есть можно и нужно, но через игру и не стоит ждать и требовать каких-то серьёзных результатов. Если идёт легко — отлично, если нет, это не означает, что ребёнок глупый или неспособный, у него ещё не дозрела психика. Всё учим в игре: буквы, цифры, счёт. Никаких парт и серьёзности.

4. Младший школьный возраст (7-10) лет — Познавательная деятельность.


Именно сейчас ребёнок открыт знаниям, на этом этапе крайне важна роль взрослого (первого учителя). От него зависит, как человек будет воспринимать обучение. Как дверь в новое и неизведанное, или как зубрёжку и нудятину. В этой деятельности разовьются: саморефлексия, самоконтроль, внутренний план, дисциплина.
Или нет, если всё пойдёт не так.

-6


Что делать, если учитель попался не очень?
Постараться стать этим проводником самому. Вот например, у нас вся образовательная система построена так, что указывает на ошибки и никак не отмечает успех. Какая уж тут познавательная деятельность, когда ты вечно боишься ошибиться.
— Вот пришёл ваш ребёнок, и в тетрадке у него подчёркнуто красным 5 (
целых 5) ошибок, какой кошмар. Возьмите дело в свои руки. Возьмите другую ручку — зелёную, лиловую, какой цвет у ребёнка любимый? И подчеркните всё, что он сделал правильно, покажите ему, как много он уже знает, как он всё хорошо сделал, покажите, как эти маленькие ошибки (всего пять) утонули в море зелёных побед. Это очень важно видеть, какой путь ты прошёл и как много добился на этом пути (и взрослому тоже). Ещё полгода назад ты не мог сложить 2 и 2, а теперь решаешь по 25 примеров, посмотри, большинство ты решил верно, и как красиво написал все цифры, и как аккуратно. Похвалите за всё, за что сможете. А ошибки, ну, что ошибки. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Все эту поговорку знают, но мало кто по-настоящему её понимает.
— Скучная тема, учитель плохо объяснил, ну Яндекс вам в помощь. Сейчас множество познавательных видео на ютьюбе, найдите, где это объясняют интересно и легко, и покажите ребёнку. Если он будет понимать тему хорошо, и не будет бояться ошибок, то даже самый скучный и нудный учитель не сможет задушить в нём огонь познания.

И всегда, всегда принимайте сторону ребёнка, в любых конфликтах, в любых недопониманиях, вы должны быть на его стороне, если он совсем неправ — дома разбирайтесь, в школе, при чужих, вы его защита, и вы на его стороне, в крайнем случае просто промолчите, не ругайте его при посторонних.

5. Старший школьный возраст (10-15 лет) — общение со сверстниками.

Ребёнок познаёт себя, познавая других, находя своё место в иерархии, подчиняясь и сопротивляясь правилам. Помогите ребёнку, ему сейчас может быть очень сложно. Другие дети — другие миры с иными привычками, характером. Не запрещайте общение, но объясняйте, помогайте выстроить отношения. Юлия Гиппенрейтер вам в помощь.

-7

6. Юность (15-17 лет) — общение со взрослыми в учебной (познавательной) деятельности

Ребёнок начинает формировать профессиональные интересы, и, вероятно, всё ещё много раз изменится, но необходимость занять своё место в обществе, овладеть какой-либо профессией, быть полезным — эта идея укореняется в подростке именно на данном этапе развития. Это время авторитетов и кумиров, если на прошлых этапах всё сложилось хорошо, и ребёнок прожил их спокойно и своевременно, на данном этапе тоже всё должно быть нормально. Авторитетом может (и должен) стать учитель или руководитель практики, или учёный, бизнесмен. Кумиром может быть актёр или певец из не особо бунтарских.

-8

А вот если всё пошло не так, на данном этапе мы получаем подростковый бунт и непонятные группы в ВК, так как:
— ребёнок не наигрался — ходил на 50 кружков,
— он не удовлетворил познавательную активность — всё время заняли дурацкие палочки, нудные темы и ругань за ошибки, опечатки и неаккуратность (хотя при чём тут аккуратность, когда ребёнок мир открывает),
— не наигрался со сверстниками — мама запрещала играть с кем-то, опять же всё свободное время занимали 50 кружков.

В подростковом возрасте мы получим дикий коктейль из гормонов, желания поиграть, рисковать, привязанности к странным, но ярким личностям, которые громче всех себя выражают, нигилистических настроений, потому что замучил контроль и наказания, ну и ленивое, ни к чему не стремящееся существо и очень-очень плохие отношения с нами родителями.

А контроля и методов воздействия больше нет, а по-другому общаться вы не умеете, да и поздно уже.

Если вам нужна помощь, обращайтесь к нашим психологам, они помогу решить конфликты и выстроить отношения с ребенком на любом этапе его взросления.

А пока, возможно вам будут интересны другие наши статьи о детях и родителях:

Как воспитать шизоида

Как мать влияет на психологическое благополучие ребенка. Теория развития Маргарет Малер

Достаточно хорошая мать

Теория привязанности

Признаки сексуального насилия над ребенком

Как вырастить неудачника

Причины родительского выгорания

Как НЕ бить детей

Битый ребенок

Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал. Пишите в комментариях. Мы вам очень рады)