Давно это было, а может и не было, а если и было, то быльем поросло. Только дошло до нас предание, что жил когда-то в Полевском очень хозяйственный, работящий и богатый человек.
И я там был – мед-пиво пил.
Крепкий телом как скала и упитанный как вепрь. Денег у него было мно-оо-го, столько что наш сказочный герой уже и не знал, куда их девать. И стал он тогда скупать землю вместе с домами, кабаки и мануфактуры.
Но и этого ему было мало, и наш толстячок стал варить пиво и торговать этим упоминаемым еще в новгородских летописях ценным напитком. Дело пошло, полевчане старые и молодые напивались до…. .
Стекольщики — до остекления; Моряки — до качки; Писатели — до ручки; Садовники — в дренаж; Банщики — в. Угар; Металлурги— до искр...
Только, наконец, надоела им такая жизнь и начали они ворчать на пивовара и едва не плевали ему в лицо
-Пошто, говорят, спаиваешь народ, пошто открываешь свои пивоварни. Разве денег тебе мало? Идол ты окаянный!
Осерчал тут наш пивовар: Вы, говорит, мне не указ! Я сам себе голова!!
-Что хочу, то и ворочу!
Сказочный долг
А надо сказать, что задолжал наш пивовар людям мастеровым славного города Полевского. Мно-ого задолжал золотых монет, столько что уже и счет потерял этому долгу.
Только люди помнили о долге и просили пивовара быстрее рассчитаться. Семьи-то кормить надо, а пивом особо сыт не будешь.
Но пивовар рассчитываться не торопился, а наоборот, все занимал и занимал, час от часа становясь все толще и солиднее.
Рассказывают, что вершить дела пивовару помогала одна добрая фея, трудившаяся когда-то в городской управе. За что платил ей пивовар больше чем получали целых три бригады ремесленников. Фея работала на славу и защищала пивного воротилу, как говорится, с пеной у рта.
-Это не он вам должен, а вы ему, говорила она пришедшим получить свой долг трудягам.
-Как так? – возмущались те.
-А так! – отвечала фея и с цифрами в руках доказывала, что простые полевчане не вовремя оплачивают налог за свои покосившиеся избы, чем наносят прямой ущерб умудрившемуся преуспеть и в деле взимания подати пивовара.
Услышав такое, люди хватались за голову и уходили
Пиво пьем! – гордо заявлял он парикмахеру, брившему его и умилявшегося широте и крепости его шеи. Зато полевчане, которые пили пиво, напротив, чахли, становились худее, а главное, беднее, так как оставляли в кабаках немало денег.
Земляк земляка видит издалека
Долго сказка сказывается, да не скоро дело делается. А дальше дело было так. Раз отправился один полевской купец с какой-то оказией в иноземное царство-государство. Название того царства никто уже и не помнит, только вроде старики слышали от предков, что заканчивается оно на букву Я.
И что любят там пиво, сами варят, продают, а простые жители того царства многим странам на диво, пьют да не спиваются.
И вот значит идет этот полевской купец по улице одного из городов страны оканчивающейся на букву Я и почти натыкается на (кого бы вы думали?) на нашего пивовара и должника ремесленного люда города Полевского.
Шагал пивовар важно и напыщенно как павлин, время от времени бросая вокруг себя самодовольные взгляды.
Хотел было, полевской купец поздороваться да обняться с земляком, но, как говорится в сказке, не тут- то было.
Наш пивовар сделал вид, что не узнает купца и проплыл мимо словно огромный корабль мимо затхлой, дырявой лодки.
Слухами земля полнится и вернувшийся в Полевской купец с упоением рассказывал согражданам об ошеломившем его событии, как если бы встретил на улице чужеземной страны не земляка-пивовара, а инопланетянина.
Ты где был? Пиво пил.
И стали тогда гадать люди – что же делал их должник и главный пивовар в стране с окончанием на букву Я?
Одни говорили, что якобы, лечился от геморроя, другие – что ездил, мол, раздобыть рецепт нового сорта пива, а самые злые языки судачили, что в стране с окончанием на букву Я наш пивовар тайно содержит любовницу.
Но, согласно устному преданию старинного сказочника, ни то, ни другое, ни третье не было правдой.
Полевские купцы, торговый язык которых доводил не только до Киева, но и до страны с окончанием на Я, выяснили, что наш пивовар обзавелся на чужбине жилплощадью. А заодно констатировали, что у нашего должника в собственности целые наделы земли в Полевском с расположенными на них домами.
А когда дошел этот слух до мастерового люда, то собрались они целой толпой и пошли (в который раз!) к пивовару чтобы взять того за грудки, перевернуть вверх ногами да вытрясти все долги, причитающиеся им за многие годы.
Гол как сокол
Но не тут-то было. И на этот раз выкрутился наш герой.
-Нет, говорит, у меня ничего. И точно. Земельные наделы были, как гласит предание, записаны на брата, дома – на свата, мануфактуры – на кума и даже жильем в стране на букву Я владел не пивовар, а его дражайшая супруга.
Мое – то что на мне – одно исподнее - ответствовал сказочный должник народу. Хотите – забирайте.
Тут и сказке конец
Этим вроде, дело и кончилось, а с ней и наша сказка. Только рассказывают, что по прошествии многих лет, когда не стало ни самого пивовара, ни тех, кому он когда-то сильно задолжал, нашли на Азов-горе клад с золотыми монетами.
Монет было так много, что ими можно было озолотить добрую половину Полевского. А вместе с монетами обнаружили, по преданию, медную табличку с надписью
-Лучше я их зарою!
Михаил Ан