Много текста, но читайте до конца, дабы сформировалась общая картина. Спасибо.
Многие россияне, в том числе мои клиенты, о чьей истории я кратко здесь расскажу, планировали свои заграничные отпуска на весну этого года. Но случился коронавирус, и отпуска, соответственно, не случилось. Бог с ним, с отпуском, здоровье важнее, но "а с деньгами-то что?". Один и тот же вопрос был задан всеми, кто получил соответствующее уведомление от туроператора. "А вот что!", сказал туроператор и приостановил все выплаты, ссылаясь неизвестно на что. Фото уведомления от "Анекс Тур", оповестившее моих клиентов о необходимости провести отпуск дома на диване, прилагаю.
Почему возврат денежных средств приостановлен? А если приостановлен, то до каких пор? На все эти вопросы туроператор решил не отвечать. Вообще, впечатление, что туроператор решил уйти в подполье, так как по телефону горячей линии холодный женский голос сообщает, что все обращения отныне принимаются по адресу электронной почты(cc@anextour.com). По электронке нам ответили, мол ждите, будем разбираться. Короче, очевидно, что деньги уплыли на Кубу вместо туристов. Немедленно мы составили претензию о расторжении договора и возврате денежных средств, направили все это на почтовый адрес туроператора, а также на электронку, и стали ждать ответа. Но тут в разразившуюся дискуссию врывается Правительство РФ со своим Распоряжением 898-р от 4 апреля 2020 года. Фото прилагаю.
Что мы имеем? Правительство обязало туроператоров вернуть туристам, оплатившим свои путевки, чьи путешествия были запланированы на период действия ограничений на выезд, денежные средства за тур! Более того, Правительством из резервного фонда РФ выделяется 3.5 миллиарда рублей на компенсацию туроператорам имущественных потерь по невозвратным авиабилетам. Сколько вернут? Смотрим статью 11.8 ФЗ "Об основа туристской деятельности в РФ":
Если раньше туроператор мог ссылаться на пресловутый форс-мажор, мол мы сами не знали, что так будет, и сами понесли убытки, поэтому держите условно 10 тысяч из ваших 100, то сейчас у нас есть официальное распоряжение органа власти, обязательное к исполнению! Любые ссылки на положения законодательства о форс-мажоре недействительны. Статья 11.8 ФЗ "Об основах туристкой деятельности", на которую я ссылаюсь выше, является специально нормой, а положения Гражданского Кодекса о форс-мажоре - общей. Верховный суд РФ в решении от 7 августа 2001 года №ГКПИ 01-1167 указал, что при наличии специальной нормы, регулирующей конкретные отношения, применяются положения этой специальной нормы. То есть в нашем случае турагент должен руководствоваться ст. 11. 8 ФЗ "Об основах туристкой деятельности РФ", а не на статьи 401 и 451 ГК РФ , а также на статью 13 Закона "О защите прав потребителей". Более того, согласно ст. 23 ФКЗ "О Правительстве РФ" распряжения и постановления Правительства обязательны к исполнению! Любые ссылки туроператора на законодательную возможность неисполнять данное постановление несостоятельны и свидетельствуют лишь об отсутствии у него намерений исполнять закон. Уведомление о возврате денежных средств туроператор должен направить в объединение туроператоров не позднее 15 апреля этого года. Исходя из вышеизложенного очевидно, что у туроператора практически не остается лазеек, чтобы избежать возврата денежных средств.
Сейчас важно связаться с туроператором любым способом и направить в его адрес претензию с требованием о расторжении заключенного договора, дабы у них не было оснований потом ссылаться на то, что турист не пожелал выразить свою волю в нужный срок. В претензии обязательно нужно сослаться на Распоряжение от 04.04.2020, а также на постановление 461 от 04.04.2020, о котором я напишу ниже, чтобы все друг друга правильно поняли. Можете сделать это самостоятельно, но, если у Вас адекватный турагент, то лучше через него. Вообще, почти все аргументы, которыми сейчас туроператоры отстреливаются от туристов, не очень-то основаны на законе, как правило, но дело лучше не доводить до суда и действовать на опережение. Времени на раскачку нет, как говорится!
Понятное дело, что все это, условно говоря, "бумажки", и на практике дело может выглядеть куда сложнее. Но даже если дело дойдет до суда, то у нас есть железный аргумент в свою поддержку в виде распоряжения Правительства.
В общем, мы ждем ответа от туроператора по части их отношения к распоряжению Правительства и готовимся, несмотря на формальную радужность распоряжения, к хуждему, то есть к суду. О том, как в сложившейся ситуации действовать в суде и на что следует ссылаться, я напишу в отдельном посте, дабы не превращать данную статью в четырехтомник Толстого. Мне до него далеко, в конце концов.
Новости на 10 апреля: сегодня было официально опубликовано постановление Правительства РФ от 08.04.2020 года №461, которым утверждены правила возврата денежных средств для туристов, чьи поездки выпали на период временных ограничений. Итак, алгоритм примерно следующий:
1. В двухнедельный срок со дня принятия Распоряжения правительства 898-р от 04.04.2020 года туроператор должен самостоятельно обратиться в объединение туроператоров с уведомлением о возврате туристам денежных средств из фонда ответственности. Пишу сразу, что теоретически туроператор может этого не делать, но это, с учетом объема предъявленных претензий, будет попросту означать уход такой компании с рынка. Разумнее, на мой взгляд, воспользоваться возможностью, предоставленной государством и остаться на плаву, если повезет. Думаю, что большинство туроператоров все же обратятся в объединение.
2. Что требуется от туриста? Турист должен обратится к туроператору с требованием о возврате денежны средств. Требование должно быть составлено по форме, размещенной на сайте объединения туроператоров(tourpom.ru), но пока на их официальном сайте мной ничего не обнаружено. Думаю, вскоре появится. В заявлении указываем: ФИО, место жительства, контактные данные, номер и дату заключения договора, период поездки, общую стоимость тура, объем денежных средств, подлежащих возврату, реквизиты счета, на который следует перечислить деньги. Прикладываем: копию паспортов всех туристов, в т.ч. заграничных, копию договора, а также копию документов, подтверждающих оплату по договору. Все копии лучше заверить у турагента, если есть такая возможность.
3. В течении 6 месяцев с момента истечения срока, указанного в п.1, туроператор формирует реестр требований туристов и затем направляет весь реестр в объединение туроператоров. Ваша позиция в реестре зависит от времени поступления требования(абз. 2 п. 3 Постановления 461), торопитесь.
4. В течении 60 дней с момента поступления реестра объединение туроператоров осуществляет расчет с туристами. Следует обратить внимание, что выплата осуществляется за вычетом фактически оказанных туристу услуг, если таковые имеются. Не совсем ясно, будет ли считаться бронирование отеля за счет туриста фактически оказана услугой. Что считать оказанной услугой и каковы принципы её расчета? Ждем разъяснений. По-идее факт оплаты услуги, например проживания в отеле, не свидетельствует об её оказании, если в отеле заказчик не прожил ни дня и срок проживания даже не начался. Но будем посмотреть, как говорится.
Резюме: исходя из изложенного выше, срок выплаты Вам стоимости тура будет около восьми месяцев. Много это или мало - решайте сами. Опять же, нужно понимать, что все это - официальная информация. Так должно быть, но пока неизвестно, как все сложится фактически. Элементарно, остается загадкой, хватит ли денег, чтобы рассчитаться со всеми туристами, оставшимися без отпуска, учитывая, что размер выделенных субсидий уже не позволяет покрыть предполагаемый объем выплат, а также то, что границы к лету вряд ли откроются и в июне копилка несостоявшихся туристов, требующих свои деньги назад, пополнится.
Ссылка на Постановление 461: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1344969/
P.S. как указано выше, с моими клиентами мы уже отправили претензию к туроператору о расторжении договора и возврате денежных средств. Но к тому моменту не существовало вышеуказанных Постановления и Распоряжения правительства, поэтому в ближайшее время мы дополнительно направляем требование об осуществлении выплаты, в соответствии с Постановлением 461. Одно другому не мешает.
Если статья была Вам полезна, то прошу по возможности поддержать канал материально. Думаю, трудно поспорить, что деньги-лучшая мотивация к развитию.
Благодарю за внимание! Ставьте лайки, если данная информация была Вам полезна, и подписывайтесь на мой канал. Будет интересно.