Рубрика #хакнем_иудаизм (посты на тему: еврейская традиция и современная еврейская реальность)
Уже многие годы я и мои соратники, друзья, которые вовлечены в деятельность по приобщению людей к Торе, сталкиваемся с ситуацией определенного разочарования людей, которые приобщились к Торе 5, 15 или даже 25 лет назад. Т. е. разочарованными чувствуют себя люди, которые соблюдают в течение значительной части своей жизни. В целом, их разочарование связано с неурядицами и сложностями, переживаемыми ими сегодня, на фоне понимания, что они не стали великими раввинами. Эти неурядицы заставляют их сомневаться в правильности некогда выбранного пути. И кроме того, эти люди предъявляют претензии к тем раввинам и преподавателям, которые помогали им приобщаться к Торе, которым предъявляются обвинения в обмане, в том, что они увели человека с привычного жизненного пути, что, в конечном счете, и привело его к той плачевной ситуации, в которой сейчас он сейчас находится.
Проиллюстрируем это с помощью довольно конкретного примера. Парень из российского города пришел учиться в ешиву «Торат Хаим». Возможно он уже успел закончить университет. Во многих случаях ему удаётся быстро изменить свою жизнь и стать полностью соблюдающим человеком, который умеет учить Талмуд и другие источники, — и все это благодаря сильным качествам характера. И теперь, в районе 40-50 лет, когда он вспоминает с каким рвением и энергией он погрузился в этот новый мир, в его голову закрадываются мысли, что если бы его не вырвали из прежней жизни, то он мог бы далеко пойти и многого достичь, а не мыкаться в той проблемной ситуации, в которой он находится и из которой он сейчас не видит выхода. На самом деле, даже если рассуждать в сослагательном наклонении (что довольно бессмысленно), вовсе не очевидно, что он прав. Ведь даже если он успел закончить университет, то после многолетнего изучения Торы в системе ешив полученное им высшее образование может оказаться бесполезным с точки зрения заработка. В случае с фундаментальными областями знания хорошее образование еще может быть конвертировано в деньги, но многие прикладные науки имеют свойство быстро развиваться, и поэтому инженер-электронщик с дипломом 20-летней давности, или экономист с советским образованием, не занимавшийся экономикой последние 25 лет, попросту профнепригодны.
Но дело не только в том, что размышления об «упущенных возможностях» никак не помогут человеку решить свои трудности. Важно отметить, что такого рода сожаления о выборе пути проблематичны как с философской, так и с религиозной точки зрения. В еврейской традиции существует принцип, что если человек сожалеет об исполненных заповедях и совершенных добрых делах, то он теряет полностью заслугу, положенную ему за все эти заповеди и добрые дела (см. Рамбам «Илхот тшува»). С философской точки зрения, когда человек ретроспективно сожалеет о принятом решении, предполагая, что если бы он тогда принял другое решение, то конечный результат его выбора привел бы в итоге к бОльшему успеху, то понятно, что многое будет зависеть от того, в рамках какой философской доктрины мы рассматриваем данную ситуацию. Если мы предположим, что есть Б-жественное Провидение, то тогда нужно сказать, что путь, который прошел человек, это путь, который предначертан ему Свыше. Но даже если абстрагироваться от еврейского взгляда на вещи и исключить Б-жественное Провидение, то совершенно не очевидно, что та ситуация, в которую он попал сейчас, является наихудшим из всех возможных вариантов.
Однако, наряду с Б-жественным Провидением, как написано, есть и свобода выбора, которая дарована каждому человеку. Тем не менее, очень часто человек пытается представить свои неудачи другим и самому себе не как итог сознательно принятого решения, а как результат внешнего влияния, жертвой которого он является. Приведу историю из жизни, не упоминая имен. Еврей, отслуживший в рядах Советской Армии, успевший жениться, развестись и успешно закончить престижный московский институт, вследствие своего большого интереса к иудаизму начал учиться в ешиве «Торат Хаим», после чего он продолжил изучать Тору в одном израильском коллеле более 10 лет. И сейчас, когда ему уже перевалило за 50, он с негодованием вспоминает своего раввина — руководителя коллеля, известного как радикальный сторонник превращения изучения Торы в основное и единственное занятие, несовместимое с «нормальной» работой. Я неоднократно беседовал с этим евреем и сказал ему, что по логике вещей, если человек видит, что его семья страдает от нужды, то ему следует что-то предпринять, а если его раввин считает, что ничего предпринимать не нужно, стоит пойти посоветоваться с другими раввинами — более знающими и авторитетными, чем глава коллеля. На это он ответил мне, что тогда все еще был относительно начинающим, находился под полным влиянием раввина и его давлением, и не мог трезво оценить ситуацию. Я же утверждаю, что даже в такой ситуации взрослый человек с довольно большим жизненным опытом, отец семейства должен был проявить ответственность и докопаться до истины, несмотря на это влияние.
В наше время таких людей, которые начали соблюдать давно, довольно много. Часто они задействованы в работе различных еврейских организаций. И хотя декларируемая деятельность этих организаций часто состоит в приобщении евреев к Торе, эти люди в частных беседах часто высказывают позицию, что «нужно приобщать к Торе, не приобщая к Торе». Некоторые пытаются перенаправить своих детей в более «нормальную» систему образования, чтобы расширить спектр их финансовых возможностей в будущем, идя на компромиссы в том, что касается принципов Торы. Ведь ради соблюдения заповедей человек должен поступиться очень многим, а в определенных случаях даже умереть, чтобы не нарушить Тору...
Еще несколько слов о претензиях. Хочу отметить важную вещь: тот, кто прошел путь приобщения к Торе или, быть может, сам преподавал в одном из тех мест, где евреи к ней приобщаются, прекрасно знает, что там все построено, в первую очередь, на личной заинтересованности учащихся. Многие наши читатели — интеллигентные люди, которые еще не полностью соблюдают Тору. Они еще не прошли весь путь приобщения к традиции. И когда они сталкиваются с теми, кто уже прошел все, и слышат в их голосе ноты сожаления о безвозвратно ушедшей молодости, им может показаться, что раввины-мучители, используя какие-то особые приемы психологического давления, запугивая жертву страданиями грешников в Аду и искушая ее блаженством праведников в Раю, пленяют воображение молодых неокрепших личностей, и ломают жизнь потенциальным миллионерам и миллиардерам. На самом деле, ситуация выглядит совершенно другим образом. Молодой человек приезжает на семинар в ешиву, заглядывает в синагогу или приходит на урок в какую-нибудь общину из-за собственного интереса к иудаизму. И обычно он находит спокойный и очень умеренный урок по той или иной теме. И часто бывает так, что молодой человек до прихода в ешиву уже начал что-то соблюдать, и когда он приезжает, преподаватели видят, что он в курсе дела, и вообще не проводят с ним никаких личных бесед. Много раз мне приходилось выслушивать претензии от каких-нибудь религиозных гостей, которые провели Шабат в ешиве и наблюдали за тем, что там происходит, и в эту Субботу там же присутствовали другие гости, молодые ребята, для которых это был первый Шабат в жизни. И эти религиозные гости спрашивали меня: «Почему ты не уделил время этим ребятам? Почему с ними никто не беседовал?»
Очень часто мы слышим голоса, которые твердят о необходимости создания различных структур, организаций, которые бы помогали, консультировали и наставляли, чтобы предотвратить или минимизировать будущие проблемы. Что-то делается в этом направлении, а многое не делается. И понятно, что если люди в довольно зрелом возрасте меняют жизненный путь, то на новом жизненном пути им не все понятно, им бывает трудно разобраться, а от прежней жизни остаются «хвосты». Как сказал один наш выпускник, «Я прячу свой обезьяний хвост в своих религиозных штанах, и иногда он непроизвольно оттуда выскакивает».
Откуда человеку знать, что было бы с ним, сложись его жизнь иначе? Например, в 90-е годы многие молодые люди в России из-за проблем с заработком шли в «горячий» бизнес, где часто погибали. Для тех из наших читателей, кто не очень хорошо представляет себе что творилось в те времена, расскажу историю, которую я слышал от одного из учеников. В начале 90-х он был молодым бизнесменом, у которого уже было несколько компаний, хороший офис с четырьмя менеджерами и секретаршей. В Москве возникли перебои с поставками сахара, и наш бизнесмен со своими менеджерами придумал схему, позволяющую наладить поставки сахара в город. И тогда конкуренты решили объяснить ему, что не нужно заниматься сахаром. Четырех менеджеров безо всякого предупреждения расстреляли из автоматов прямо в офисе. Секретарша успела спрятаться под столом. Самого бизнесмена, по счастливому стечению обстоятельств, в это время в офисе не оказалось. Те, кто жил в 90-е, знают, что для того времени подобное вовсе не какой-то исключительный случай. Поэтому закончить эту статью можно следующими словами. Сожаления о несбывшихся надеждах, конечно же, глупы. Многие проблемы можно списать на неопытность и отсутствие правильной экспертизы. Как бы то ни было, один из главных вопросов, которые приходят на ум, следующий: что, на самом деле, потерял человек, и что он, на самом деле, выиграл? Сейчас, когда он предаётся глупым сожалениям и высказывает бессмысленные претензии другим, он рискует попасть под определение наших мудрецов, сказавших, что человек может остаться «лысым с двух сторон», т. е. по- терять и этот, и Грядущий Мир.
#хакнем_иудаизм (👈 подпишитесь на наш новый хэштег).
Автор: #Александр_Айзенштат , художник и религиозный деятель. Москва, Иерусалим. [Из альманаха журнала "Мир Торы", выпуск 52].